Пусть в России недостаточно развита карточная инфраструктура, но отдыхать на нашем черноморском побережье я люблю. Возможно, потому что могу погрузить в машину у подъезда в Москве много вещей, часть которых вряд ли пригодится, а на следующий день припарковать свое авто у южной гостиницы. Получается около 1600 километров. Если ехать в два приема - с ночевкой в Ростове-на-Дону - дорога пролетает безболезненно. Никаких такси, автобусов, поездов и самолетов. Сел в удобное и привычное кресло в Москве, вышел - у моря. А если захотел съездить куда-то еще - машина всегда под рукой, ее видно из окна гостиницы.

Именно с черноморского побережья я пишу эту колонку. Остановились в поселке Дагомыс. Он находится примерно в пяти километрах от Сочи, в котором теперь у курильщиков возникают некоторые трудности. На трассе висят большие плакаты, предупреждающие, что в олимпийской столице не курят (и правильно, на мой взгляд, делают).

Ноутбук с собой не взял, о чем пожалел: еле удалось отыскать место, в котором имеется компьютер и интернет. Нашел его в салоне, где торгуют мобильными телефонами и карточками экспресс-оплаты. Два заведения с вывесками "интернет-клуб" оказались закрыты, а в третьем мне предложили поиграть в азартные игры: "Зачем тебе интернет, слушай... давай играть будем...".

А вот взял бы ноутбук, мог бы наслаждаться современными технологиями - здесь повсюду пестрит реклама интернета новейшего поколения 4G.

Но главное, что нужно взять с собой в подобную поездку - это наличные. Карточками я не пытался расплачиваться даже на брендовых заправках по дороге. Почти все они сегодня оборудованы pos-терминалами, однако желающие расплатиться пластиком обычно слышат: "К сожалению, терминал не работает" или "Нет связи с банком". Думается, и терминал прекрасно функционирует, и связь с банком имеется, просто кассиры исполняют ценное указание начальства - минимизировать количество безналичных транзакций. Таким образом, продавцы бензина экономят на комиссии за эквайринг.

В поселке Дагомыс, пусть даже это "почти Сочи", об оплате картой я даже и не думал. И был очень удивлен, когда в супермаркете под названием "Золотая нива" меня спросили, как именно я буду расплачиваться - наличными или кредиткой. Этот магазин чуть было не стал моим любимым - вот только цены здесь на некоторые товары процентов на 30 выше, чем в ряде других торговых точек. То есть комиссия за эквайринг покрывается с лихвой. Хотя нужно сказать, справедливости ради, что и ассортимент богатый.

В отпуске я непроизвольно задаюсь вопросом: почему банки до сих пор уделяют так мало внимания развитию дистанционного управления счетами с помощью телефона. Если мобильный банкинг хоть как-то развивается, то проведение платежей через специально обученных сотрудников колл-цента - это почти фантастика. Я знаю лишь два банка, предоставляющих подобный сервис. Идентификация клиента происходит по специальным кодовым словам (вопрос-ответ), которые оговариваются заранее. Оператор сам выбирает несколько вопросов для идентификации, задает их клиенту и, получив правильный ответ, открывает доступ к платежам - за мобильную связь и другие услуги. Вам не нужно суетиться перед отпуском - можно взять с собой все квитанции и оплатить в спокойной обстановке. Кроме того, порой возникают срочные платежи, предусмотреть которые заранее нельзя.

Конечно, сервис оплаты через колл-центр, с учетом междугородних или международных переговоров, может оказаться недешевым. Но удобство того стоит. Кроме того, услуга доступна абсолютно всем - независимо от того, какой у клиента телефон, есть ли у этого телефона возможность выхода в интернет (собственно, пока не так много людей реально пользуются мобильным интернетом). Достаточно просто набрать номер банка - с любого телефона, мобильного или городского.

Текст: Кирилл Гуманков, www.bankir.ru