Во всем мире 75 миллионов вчерашних студентов не могут найти работу! Кто виноват? Компании обвиняют вузы в плохой подготовке студентов, хотя преподаватели считают, что справляются с работой. Последние новости с поля боя – в нашем материале.

Ценность дипломов о высшем образовании в глазах работодателей падает катастрофическими темпами. Причина заключается в том, что вузы не способны привить выпускнику нужные навыки и компетенции, в которых заинтересован работодатель. Инициативность, нацеленность на результат, лидерские качества – это лишь некоторые качества, которые компании хотят видеть у будущих сотрудников, но с сожалением констатируют, что в вузах этому учат в недостаточном объеме. Так же работодатели часто жалуются, что вчерашние студенты не только не умеют решать реальные проблемы и работать в команде, не подготовлены работать в режиме цейтнота, но нередко просто не в курсе реалий будущей профессии и не хотят упорно трудиться, желая получить «все и сразу». В результате компании вынуждены сами вкладываться в будущих сотрудников – в рамках корпоративных университетов прививать им нужные компетенции и знания, вкладываясь в различные курсы, тренинги и семинары.

Впрочем, данная ситуация является острой проблемой не только для России. Стратегические и понятийные разногласия в треугольнике «вуз-выпускник-работодатель» до конца преодолеть когда-либо вряд ли удастся, однако на сегодняшний день результатом того, что качество вузовской «продукции» зачастую не устраивает «потребителя», является массовая безработица выпускников по всему миру.

Так, в результате исследований, проведенных консалтинговой компанией McKinsey, во всем мире проблемы с трудоустройством испытывают около 75 миллионов выпускников учебных заведений. Такие данные в ходе пресс-конференции «Образование будущих поколений финансовых и бизнес-лидеров», которая состоялась 27 марта 2014 года в РИА Новости озвучил экономический обозреватель журнала Forbes Борис Грозовский. Опрос представителей образовательных учреждений, выпускников и работодателей был проведен в Бразилии, Германии, Индии, Мексике, Марокко, Саудовской Аравии, Турции, Великобритании и США.

«Порядка 75 миллионов молодых людей во всем мире не могут найти работу. При этом, согласно опросу, проведенному в рамках исследования, 72% образовательных учреждений считают, что их выпускники готовы к работе на начальных должностях в выбранной ими сфере деятельности», - сообщил Грозовский.

В то же время, всего 42% опрошенных работодателей подтвердили, что образование их сотрудников, принятых на работу за последний год, отвечает требованиям, которые предъявляются к их должности. Что касается самих выпускников, то только 45% молодых сотрудников считают, что их вуз адекватно подготовил их к работе, отметил Грозовский.

По его словам, образование в силу своей традиционности всегда отстает от потребностей общества. В этом – главная причина сложившейся ситуации на рынке трудоустройства молодых специалистов. «Например, советская система образования была настроена на передачу знаний и навыков, а не компетенций. В то же время, бизнес всегда высоко ценил именно направленность на формирование компетенций. Понимание того, что образование должно формировать компетенции, а не навыки, приходит постепенно», - отмечает эксперт.

Именно из-за этого сегодня рынок столкнулся с расхождением между тем, какие специалисты нужны компаниям, и тем, каким студент выходит из вуза. В результате компании не могут найти специалистов, а выпускники не могут трудоустроиться, подытожил Борис Грозовский.

В свою очередь, говоря о причинах возникновения сложностей с трудоустройством у выпускников российских вузов, исполнительный директор Российской коллегии аудиторов Наталья Мельникова отметила, что в разных странах по-разному понимают специфику образования. «Однако современный мир достаточно открыт, чтобы транслировать лучшие практики в образовательном процессе на другие страны. Тем не менее, в российской системе образования есть свои особенности», - сказала Наталья Мельникова.

По ее мнению, направленность вузов на формирование практических навыков и компетенций у студентов уже появилась, однако преподаватели часто ждут, что выпускники будут получать эти навыки на различных дополнительных тренингах.

«Выход в этой ситуации может быть один: работать надо, в первую очередь, с самими преподавателями. Именно у них должны быть сформированы практические навыки, которые они потом смогут передать студентам», — пояснила Мельникова.

Однако примеры успешного сотрудничества работодателей и преподавателей есть. Один из них на пресс-конференции привел региональный директор CIMA (Charted Institute of Management Accountants — Институт присяжных бухгалтеров в области управленческого учета) Дэвид Роусби, говоря о модели подготовки специалистов управленческого учета CIMA.

По его словам, основой бизнес-модели института является профпригодность и перспективы карьерного роста студентов и членов CIMA. «Для этого CIMA постоянно взаимодействует с работодателями, институтами и экспертами финансовой сферы, поэтому четко понимает ту роль, которую играют в бизнесе финансовые специалисты», — Сообщил Роусби.

По его словам, именно исходя из тех компетенций, которые работодатели ожидают от квалифицированных специалистов управленческого учета, была разработана новая учебная программа CIMA и новая система оценки, точно определяющая уровень овладения этими компетенциями.

«Учебная программа основывается на масштабном исследовании, проведенном CIMA среди более чем 200 организаций в 13 странах Азии, Африки, Европы и США.

Также был проведен опрос 3000 респондентов по всему миру. Работодатели определили самые важные качества финансовых специалистов: это знание основ бухучета и финансов, предприимчивость, навыки работы с людьми и лидерские черты характера. Результаты опроса стали важным ориентиром при разработке содержания учебного плана», - подытожил Роусби.

С просьбой прокомментировать проблемы с трудоустройством вчерашних студентов E-xecutive.ru обратился к управляющему партнеру RichartsMeyer|Recruitment Group Ольге Демидовой.

По словам эксперта, большинство выпускников вузов действительно испытывают проблемы с трудоустройством. «Но я бы остановилась бы на следующей тенденции последних лет: большинство студентов, заканчивая университет, плохо представляют, чем бы им хотелось заниматься в будущем, хотя бы в ближайшие два-три года. Я бы посоветовала сесть и конкретно обдумать, что вы хотите делать, каковы ваши сильные стороны, как и в какой профессии вы действительно сможете их применить, чему вы хотите научиться, и что для этого нужно сделать? Этими вопросами серьезно и глубоко задаются, к сожалению, меньшинство выпускников. Конечно, у нас в стране недостаточно развита так называемая профориентация школьников и студентов. Но в любом случае, на рынке существуют специальные инструменты, которые помогают оценить те самые сильные стороны будущего специалиста, чтобы затем развивать именно их», - отмечает Ольга Демидова.

По ее словам, справедливости ради, следует отметить, что все больше и больше западных и крупных российских компаний предлагают, в том числе, стажировки на время каникул. «Но, к сожалению, на это накладываются достаточно высокие амбиции молодого поколения относительно заработной платы и выполняемого функционала. Компании хотят видеть голодных и в хорошем смысле слова жадных до знаний и опыта студентов, которые начнут карьеру с низшей ступени в бизнесе, а лучшим обязательно будет предложена вакансия в рамках компании», - говорит эксперт.

Главный совет, по мнению Ольги Демидовой, здесь может быть следующим: чтобы построить карьеру с достойной зарплатой, следуйте старому проверенном методу - сначала ты работаешь на зачетку, затем она на тебя, сначала ты работаешь на резюме, затем оно работает на тебя.

Ольга Бедарева, E–xecutive.ru