Разбираемся, что изменится в школах, детсадах и вузах с 1-го сентября, когда вступит в действие новый закон "Об образовании"

С 1 сентября вступает в силу закон об образовании. Мнение общественности на сей счет разделилось, от "мы все умрем в безграмотности" до "вот теперь все нормально". Сироты, студенты, и все прочие учащиеся сознательного возраста на всякий случай попрощались со льготами. А родители не знают, куда бежать – то ли в школу качать права, то ли в банк за образовательным кредитом.

Изменений и правда выше крыши. Попытаемся разобраться, что к чему.

ДЕТСАДЫ

Детские сады теперь стали полноценной ее ступенью. На практике это означает, что в детсаду теперь будут учить за счет государства, а кормить – за счет родителей. За присмотр и уход можно получить компенсацию из бюджета. Ее размеры определяют регионы. А если кому-то хочется бесплатного образования без дополнительных накруток – добро пожаловать в группы кратковременного пребывания.

– Закон сохраняет право на компенсацию платы за детский сад, – комментирует Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки. – Детсад может установить дополнительные льготы, или вовсе освободить кого-то от платы. Закон регламентирует, какие виды расходов не могут быть включены в плату. Проще говоря, она взимается только за услуги по присмотру и содержанию – это расходы на питание и обеспечение режима дня. Мы спрогнозировали не более 5 процентов роста платы. А в прошлом году было 10 процентов.

Минобрнауки направило регионам свои рекомендации насчет размера платы. Это не гарантирует, что с родителей не начнут драть три шкуры. Но в таком случае детсадам придется детально объяснить, с чем связано такое повышение.

А так как денег из бюджета они получают столько же, сколько и раньше, объяснять придется очень убедительно. Проще последовать рекомендациям и не связываться. Впрочем, к этому сводится практически весь новый закон об образовании...

Другое нововведение – это образовательный стандарт для дошкольника. Не очень понятно, почему его назвали именно "стандартом" – по сути, это скорее ориентир. Этакая путеводная нить для родителей.

– Этот стандарт не для ребенка, а для педагога и родителя, – отмечает Наталья Третьяк. – Он исправляет те перегибы, которые сложились за последние годы – подмена детсада начальной школой. Задача детсада не научить считать и читать, а подготовить ребенка, чтобы он хотел учиться и имел возможности для социализации. Новый закон запрещает итоговую аттестацию для учащегося.

Проще говоря, если ваш двухлетка не соответствует стандарту, то не надо разводить панику и нанимать ораву репетиторов. Может быть, он гениален в другом. Вполне возможно, что ребенок – вундеркинд, и новый закон позволит ему гармонично развивать свои способности.

ШКОЛЫ

Больше всего изменений коснулось школ. Обиднее всего лицеистам и гимназистам: теперь от них останутся одни названия.

– В новом законе мы отказываемся от деления образовательных учреждений на виды, – сообщает замминистра. – Раньше это ограничивало их в образовательных программах. Например, гимназии, лицеи, специализированные языковые школы могли реализовывать определенные программы, а обычные школы нет. А теперь они смогут предоставлять такой набор услуг, который нужен населению района. Но название, лицей или гимназия, можно оставить в названии.

Прекрасно, когда желания совпадают с возможностями. В математических лицеях, к примеру, так и было – туда поступали дети, нацеленные на специализированную учебу, там были педагоги определенного уровня, специальные лаборатории и факультативы.

Теперь то же самое предлагается взять с потолка обычной школе, если туда придет учиться будущий Эйнштейн. Если провести параллель с вузами – выучиться на юриста сейчас можно и в кулинарном университете. Но выпускник профильной юридической академии будет цениться выше.

Другое нововведение – это индивидуальный график учебы. Нет, это не значит, что можно официально прогуливать и ходить на уроки пару раз в месяц. Можно только в том случае, если по-другому никак.

– Индивидуальный график предназначен, прежде всего, для тех, кто в силу обстоятельств не может регулярно посещать школу, – объясняет чиновница. – Например, кто серьезно занимается спортом или музыкой и ездит на соревнования. Или те, кто поменял недавно школу – уже пройденные в старой школе курсы можно перезачесть, по другим прийти на дополнительные занятия Этот вариант и для тех, у кого проблемы со здоровьем и кто не может посещать школу регулярно.

ВУЗЫ

По студентам новый закон ударит финансово. Точнее, в Минобрнауки уверяют, что ничего подобного. Но с полей уже раздаются тревожные вести. Прежде всего, про плату за общежитие.

– В Волгоградском госуниверситете плата за общежитие за семестр выросла до 10 с лишним тысяч рублей, – приводит примеры уполномоченный по правам студентов Артем Хромов. – В Литературном институте платят 2200 в месяц, во Втором меде – 3500 рублей в месяц.

Теоретически, все это должны были согласовать со студсоветами. Но некоторые вузы сочли это пустой формальностью. А деньги на хозяйствование им выделяются те же.

Другой нюанс – это отмена студенческих льгот в музеях. Проблема в том, что в новом законе об образовании их нет. А министерство утверждает, что их там и не должно быть.

– Эти льготы никто не отменял, вопрос о посещении музеев регулируется законодательством по культуре, – удивляется Наталья Третьяк.

И правда – на сайтах музеев висят отдельные расценки для студентов. Правда, в некоторые из этих учреждений раньше можно было попасть бесплатно.

Изменились и другие льготы – на поступление в вуз для сирот. Раньше их брали на бюджет без конкурсов и испытаний. С первого сентября это правило отменяется:

– Внеконурсное поступление сирот вызывало много вопросов, – рассказывает замминистра. – Многие из них были просто не готовы к освоению университетской программы, и их отчисляли с 1-2 курса. Министерство создало механизм, позволяющий им реально получить образование. Теперь сироты смогут посещать бесплатные подготовительные курсы, получая стипендию. Или поступать в вуз без них, сразу по итогам ЕГЭ. Право преимущественного поступления сохраняется. Мы считаем, что такая льгота более продуктивна и справедлива для ребенка.

В ИТОГЕ

Ключевые слова нового закона – "рекомендации" и "механизм". Первое предоставляет свободу выбора учреждениям и регионам, но свобода в большинстве случаев только кажущаяся. Как это было со школьной формой – ее тоже только "рекомендовали". А в итоге школы взяли под козырек и озадачили родителей покупкой новых комплектов.

Слово "механизм" подразумевает слаженную работу всех частей образовательной системы. И если что-то пойдет не так, некоторые его винтики могут остаться лишними.