В России уже лет 10 как есть все предпосылки реально модернизировать детское образование, сделав его современным и облегчив детям рюкзаки. Однако все попытки неизбежно наталкиваются на ригидность тех или иных элементов системы.



Текстовая версия

Владимир Яблонский, директор АСИ по направлению «Социальные проекты»

"Для меня было совершенно удивительным, что в рамках Питерского экономического форума, который традиционно посвящен экономической повестке, заключению контрактов, инвестиционных соглашений, обсуждению каких-то макроэкономических параметров, впервые явно прозвучала тема образования, и главное – детского. Форум во многом начался с деловым завтраком от Сбербанка, на котором было больше ста человек представители деловой элиты. Собрано это мероприятие было собственно бизнесом, т.е. Сбербанком, обсуждали человеческий капитал, начиная с дошкольного образования. Что надо сделать с дошкольным образованием и далее со школьным в нашей стране для того, чтобы страна развивалась? Вот этот посыл, где «закопёрщиками» в хорошем смысле этого слова выступали бизнесмены, представители банковских кругов, губернаторы, представители зарубежных компаний, например, компании «Боинг», и в последнюю очередь выступали чиновники, например, представители Министерства образования – это было удивительно, что впервые к этой теме настолько активно обратились предприниматели и бизнес-среда.

Действительно, у нас происходят странные процессы, у нас развивается школьное образование, происходят реформы, ЕГЭ, многое другое, но в обществе нет понимания, что качество меняется. И вот она из тем, которая затрагивалась в процессе этого обсуждения – это современные технологии, компьютерные технологии, научно-технические достижения, научно-техническое творчество детей. Я буквально только что участвовал в открытии выставки на ВВЦ «Научно-техническое творчество молодежи». Эта выставка проходит уже несколько лет, но, честно говоря, это было грустно, потому что масса детей с классными наработками, стендами, каким-то оборудованием, которое они изобрели – но это было ужасно оформлено, этим невозможно привлечь никак других детей. Стенды, на которых чуть ли не рукописно написано и нет никакой материальной фактуры, на которую можно посмотреть, или красивого компьютерного изображения 3D-модели, ничего того, что может привлечь или способствовать тому, что может коммерциализовать эти наработки и вывести это уже дальше. Та система дополнительного образования детей, которая у нас есть, научно-технического профиля – Дворцы пионеров – она, конечно, совершенно деградировала, и если мы не сделаем что-то кардинальное с этой системой, то надеяться на то, что дальше у нас будут квалифицированные инженеры, невозможно. И сделать это опять же, по нашему мнению, должен средний и малый бизнес, инновационные компании, которые готовы принести в школу, да и в детские сады современные технологии. Они на сегодня есть, но нужно наладить мостик между бизнесом, который хочет из благотворительных или коммерческих соображений это делать и нашей государственной системой, которой это не всегда нужно.

Как один из примеров можно привести – буквально несколько дней назад был юбилей – 20 лет назад мы создали в Москве инновационный центр для детей, информационно-аналитический центр. Он до сих пор существует, это одно из моих прошлых мест работы, и многие вещи, которые были созданы 10-15 лет назад, только сегодня пошли в жизнь. Один из примеров - это электронно-образовательный ресурс – это контент для детей. Уже 10 лет назад можно было, были волоконные сети для каждой школы, были компьютеры, было все для того, чтобы каждый школьник мог этим пользоваться. Уже пять лет назад можно было уполовинить рюкзаки детей от учебников, которые они таскают, и не только учебники, но и PlayStation, ноутбуки, iPad, все, что угодно – рюкзак невозможно поднять. Еще пять лет назад можно было уже начать переход на ридеры – электронные учебники, но до сих пор это не произошло.

Что происходит, например, сегодня в Москве? Тоже появились как бы электронные учебники, но если посмотреть – это может быть PDF-файл сосканированного учебника, причем в плохом качестве, т.е. реально это фикция. По разным причинам до сих пор это не удается сделать – и негибкость госсистемы, монополии тех организаций, которые имеют авторские права на какой-то контент – они совершенно не готовы им делиться с теми, кто готов его современными способами доносить до детей. Может быть, технические, может быть, бюрократические проблемы, но реально даже имея технологии уже годы назад, мы, к сожалению, стоим на месте. В Лос-Анжелесе, например, буквально месяц назад было объявление, что полностью все школы переводятся на iPad, т.е. не будет бумажных учебников. Мы могли бы это делать, если бы действительно двигались более скоординировано. Может быть, здесь важно и больше общественного участия и участия крупного бизнеса, то, с чего я начал, например, то, что инициировал Сбербанк в том, чтобы немножко расшатать ту действительность, в которой мы сегодня находимся, потому что иначе ничего не изменится. Это касается и дополнительного образования детей робототехники, это касается и электронных образовательных ресурсов, которые есть у нас.

У нас около 15 лет Федеральное министерство образования вкладывало средства в разработку этого контента для детей. Он есть в интернете, но им почти никто не пользуется. В то же время такие западные системы, как, например, Khan Academy курс, «Эра» - они возникли буквально за три года, сегодня охватили весь мир и миллионы людей, и десятки миллионов этим пользуются по всему миру. И наши ВУЗы, и вот ректор, например, выступал на этом мероприятии, Высшей Школы Экономики, Ярослав Кузьминов, сказал о том, что целый ряд курсов в конце этого года, если студенты их прошли курс «Эра» например, они будут засчитывать как пройденный в ВУЗе.

Западные технологии проникают. Здесь изнутри и у себя в стране, имея контент, имея инженеров, имея технологии, мы годами стоим на месте. И это необходимо изменить."