28 июня в России впервые отмечается день социального предпринимателя. Людей, которые во главу угла ставят не столько извлечение прибыли, сколько оказание необходимых населению социальных услуг, становится всё больше.



Текстовая версия

Владимир Яблонский, директор АСИ по направлению «Социальные проекты»

"28 июня в пятницу впервые в России отмечается Международный день социального бизнеса, социального предпринимателя. Наверное, это не случайно. Буквально за последние несколько лет у нас появился совершенно новый класс предпринимателей, в первую очередь в малом и среднем бизнесе – социальных предпринимателей. На сегодня этот термин, к сожалению, законодательно никак не определён, нет четкого понятия, что это такое. Кстати, есть большой зарубежный опыт в этой области, который показывает, как в других странах определяется понятие социального предпринимателя. Вот например, в Великобритании есть отдельный статус социальных предпринимателей. Если мне память не изменяет, около 50 тысяч компаний в таком статусе работает, они на сегодня генерируют 1% от ВВП – это очень много. А еще один очень интересный пример – в Великобритании в прошлом году создали фонд для кредитной поддержки таких социальных предпринимателей, собрали вклады, которые лежали в банках больше 40 лет невостребованными, т.е. спящие деньги, собрали в отдельный фонд. Это получилось что-то около миллиарда фунтов стерлингов. И эти деньги практически под нулевой процент попадают на развитие социальных бизнесов, т.е. социальной предпринимательской деятельности.

Для меня самого основной критерий, что такое социальный предприниматель – это тот человек, тот предприниматель, который ставит во главу угла создание социального блага, а не извлечение прибыли. С другой стороны, сама по себе предпринимательская деятельность здесь очень важна. Потому что здесь очень много примеров есть, когда делаются различные благотворительные проекты, проекты, которые реализуют некоммерческие организации. Они долгое время работают, а потом зачастую умирают, потому что если это не переходит в форму предпринимательства, в форму ведения бизнеса, где есть регулярный менеджмент, где есть те или иные четко описанные бизнес-процессы, то, скорее всего, эту деятельность сложно удержать под контролем, сложно добиться того, чтобы она выдавала качественный продукт.

Интересным показателем здесь тоже является зарубежный опыт. От 20 до 55% некоммерческих организаций Европы получают финансирование от того или иного муниципального или федерального бюджета (в наших терминах – гос.заказа) на проведение тех или иных социальных услуг. Они являются фактически участниками рынка и во многом вот этими самыми социальными предпринимателями. Хотя надо сказать, что социальными предпринимателями могут являться и крупные компании. В ряде стран сейчас появляется юридический статус такой, тоже это социально ответственные компании, разные термины. И в Штатах есть такой опыт, когда специально создаются компании среднего и крупного бизнеса, где целью является не получение прибыли и ее разделение между акционерами, а создание блага, выполнение или создание тех или иных социальных функций. Но, опять же, очень важно, что это функционирует как бизнес, как предпринимательская деятельность, направленная на эффективность, направленная на качественные услуги на рынке.

Поэтому для нашей страны – мы считаем это очень важным на сегодня – потому что, к сожалению, мы живем в наследство советской социальной системы, где основное количество услуг, которые получают сегодня люди и учреждения, являются фактически бюджетными. У нас абсолютное большинство школ, детских садов, учреждений соцзащиты, может быть чуть меньше в медицине – это бюджетный сектор. Это гигантское количество работающих, которым надо повысить зарплату, которых надо подготовить в ВУЗе. Для этого надо в ВУЗах ввести современные образовательные программы, нужны специалисты, которые могут это преподавать и т.д. Нужно очень много делать для того, чтобы хоть как-то изменить качество услуг, которое сегодня людей не удовлетворяет во многом. Мы не знаем, ни как получить качественную услугу, ни как найти, например, себе стоматолога или там хороший детский сад или школу. Мы не знаем, что мы реально получим, придя в эту поликлинику, хороший это врач или нехороший. У нас нет права выбора, потому что у нас нет в руках некоего сертификата, например, на услугу дополнительного образования детей, который мы могли бы принести туда, куда нам захочется, в этот детский лагерь или в другой, в эту поликлинику или другую. В здравоохранении сегодня появилась система ОМС – полисов, но это еще по большому счету не так распространилось, как хотелось бы. И появление социальных предпринимателей, появление людей, которые готовы и рисковать, и оказывать в тоже время те услуги, которые востребованы рынком сегодня – другого качества, другой наполненности, другого духа, в конце концов, - это, наверное, то, что может как-то расшатать эту нашу бюджетную систему, создать ей некую конкуренцию и тем самым и ее подстегнуть к модернизации. То, что мы сегодня видим, то, что мы сегодня вспоминаем, например, Российские Железные дороги проводят ребрендинг, делают скоростные магистрали, пытаются совершенствовать сервис – ведь это же во многом следствие конкуренции со стороны рыночных компаний.

И создавая, развивая конкуренцию в услугах в социальной сфере, мы можем существенной изменить ландшафт тех городов, в которых мы живем. Ландшафт же – тоже социальная среда, это следствие того, что создано опять же в советское время, чаще всего так или иначе модернизировано и поддерживается как есть на сегодня. Если мы хотим других парков, другой социальной среды – нужны другие поставщики этих услуг. Это могут быть как раз социальные предприниматели, которые острее чувствуют, где есть ниши, где есть востребованность.

Поэтому Международный день социального предпринимателя, который, еще раз повторюсь, будет отмечаться 28 июня впервые в нашей стране. К этому дню приурочено очень много событий. Например, все деловые объединения – «Деловая Россия», «Опора», Торгово-промышленная палата включились в этот процесс, Российский Союз промышленником и предпринимателей, т.е. фактически организации, объединяющие все виды бизнеса от малого до крупного. Все чувствуют потребность в этом сегодня, потому что всем, так или иначе, хочется жить в нашей стране, рожать детей, иметь возможность лечиться, учиться, и для этого нужно что-то менять."