У многих сложилось впечатление, что в этом году сдача ЕГЭ проходит в обстановке какой-то повышенной скандальности, хотя лично мне кажется, что число нарушений - такое же, как обычно

То есть большое. Излишний же ажиотаж возник скорее потому, что сам Минобраз сейчас является объектом информационных атак. Во многом, кстати, заслуженно.

Допустим, что детям хотят дать последний (в школьной жизни) показательный урок. Рассмотрим этот урок с методической точки зрения. Что мы имеем: власти публично призвали аннулировать результаты экзаменов для тех, кто вывесил свои результаты в Интернет. Тотчас прошла по всей стране кампания, и несколько десятков человек таки постигла эта горькая участь. Списывать, разумеется, плохо, кто ж спорит. Способствовать мухлежу на экзаменах - тоже. И это бесспорно. Но сколь безупречна подобная практика борьбы с мухлежом с юридической точки зрения?

Прошерстив кучу всяких нормативных документов относительно порядка проведения ЕГЭ, я там не нашел однозначной и четкой юридической процедуры аннулирования результатов ЕГЭ на основании обнаружения факта публикации КИМов (контрольно-измерительных материалов. - Ред.). Формально решение принимает экзаменационная комиссия большинством голосов.

Ростехнадзор уверяет, что определить авторство конкретного вывешенного варианта ответа технически не составляет труда. Но как гарантировать от ошибки в данном вопросе? Как учитывается время вывешивания? Имеет ли значение то, оказал ли этот конкретный факт конкретную помощь конкретному экзаменуемому? Ведь это все надо четко прописать в законе и правилах.

А если экзаменуемый просто передал по ММS вариант ответов своему другу, чтобы удостовериться - и успокоиться, - правильно ли он ответил, а тот уже вывесил этот вариант в Интернет без его ведома? А ведь запрета передать по ММS вариант другу прямо нигде в документах о ЕГЭ не прописано. А если это вариант вообще вывесил член экзаменационной комиссии?

То есть при наличии общего запрета вывешивать готовые варианты в Сеть нигде никакой четкой процедуры определения ответственности и наказания за это нет. Не говоря уже о том, что сами школьники никакой подписки о неразглашении не дают. И получается, что сам показательный урок (он же порка) проводится не совсем корректными с юридической точки зрения методами. Да еще и избирательно, что является одним из свидетельств того, что закон в целом для всех в равной мере не работает.