Рабочее образование никому не нужно. В этом году в училища и техникумы планируют поступить почти на 15% меньше абитуриентов, чем в 2010-м

Количество выпускников школ снижается, и они предпочитают получать высшее профобразование, становиться невостребованными экономистами и юристами, а не слесарями с гарантированным трудоустройством.

При этом, если «руки растут из того места», рабочий может найти на рынке труда вакансию с заработком, сравнимым с доходом специалиста с высшим образованием. К примеру, хорошему слесарю работодатели готовы платить до 35 тыс. руб./мес., пекарю — до 40 тыс. руб./мес. А экономиста с вузовским дипломом ждёт зарплата 30-35 тыс. руб./мес. Другое дело, что никакими коврижками ребят в училища не заманишь.

Да и «коврижек» там почти нет. Отсрочка от армии студентам средних специальных учебных заведений предоставляется только до 20 лет, потом — забреют, даже если диплом ещё не получил. Стипендия — меньше 500 руб. Со всего, что произведено в учебных мастерских и продано, взимается налог. Лишь 15% техникумов достаточно хорошо оснащены для того, чтобы готовить спецов, способных работать на современных предприятиях.

Страна несколько лет назад фактически отказалась от начального профобразования, когда его финансирование было передано на уровень регионов, говорит Олег Смолин, глава общества «Знание» России. Ведь большинство областей имеют дотационные бюджеты и не могут содержать училища на должном уровне. И действительно, когда чиновники ведут речь об изменениях в профессиональном образовании, как правило, они имеют в виду высшие учебные заведения. Но те и так обласканы не только госвниманием, но и родительскими и спонсорскими денежными вливаниями. А за начальное и среднее профобразование кто постоит? Может, родители учащихся?

По статистике, средняя зарплата тех, чьи дети учатся в техникумах и училищах, — 6 тыс. руб./мес. Они в первую очередь думают о выживании, а не о качестве образования, которое получают их дети...

— Существовало устойчивое мнение, что в училища идут неуспешные дети, — пояснил нам Виктор Дёмин, президент Союза директоров учреждений среднего профобразования РФ, — это отношение меняется, но очень медленно.

Куда подевались сварщики?

Если бы бизнесу нужны были классные рабочие, то он быстро направил бы на их подготовку деньги

Георгий Бовт, политолог: — Говорят, что в стране не хватает квалифицированных работников. А причина, мол, в том, что развалили систему профобразования. Но если бы дело было только в этом, то решить задачу несложно. Главное, что рабочие-то на самом деле... не нужны.

Вернее, не нужны квалифицированные рабочие, что бы там ни говорили предприниматели. Требуются такие, кому можно платить не больше, чем его китайскому коллеге, ведь иначе не выдержишь конкуренции. На эту роль хорошо подходят мигранты из стран СНГ. А рабочая аристократия и в СССР была на опытных производствах, в оборонке — там, где не просто массово шили тапочки, а разрабатывали новые продукты и технологии. Но сегодня мы свои продукты не разрабатываем, а копируем или собираем из привозных деталей чужие. Если бы бизнесу нужны были классные рабочие, то он быстро направил бы на их подготовку деньги. Только вряд ли — на содержание новых ПТУ. А куда?

Коротко и просто описал немецкую систему профобразования и предложил её использовать в России Штефан Штайн, глава представительства Торговой палаты Гамбурга в Питере: «У нас обучают и предприниматель, и государство. Система такова: профнавыки молодой человек получает на фабрике, там, где производится товар, там, где он будет работать. Теоретические знания он получает в школе».

Просто на фабрике должны быть стимулы для наставничества, а у фабрикантов — интерес в квалифицированных работниках. Заметим, что на немецких фабриках, где собирают на конвейерах ширпотреб, работают чаще приезжие. А вот там, где делают машины для производства ширпотреба в Азии, Африке, Латинской Америке и России, — немецкие мастера.