В предыдущей части статьи я рассказал о том, что устранение повторяющихся ошибок ведет к огромной экономии времени. Во второй части я покажу, как конкретно уменьшать ошибки.

1. Заведите тетрадь эффективности, где записывайте свои и чужие ошибки.

2. Пишите, не о том, как вы ошиблись, а о том, как нужно правильно делать. Например, не пишите, что: «Сегодня я опять забыла усилить тень под ближайшим предметом на рисунке, и преподаватель в очередной раз высказал при всей группе, что мне бесполезно говорить одно и то же, я словно его не слышу». Нужно писать так: «На переднем плане тень под предметами всегда более четкая, чем под предметами на заднем плане». (Спасибо за пример любимой жене.)

Или, еще один пример того, как не нужно писать: "не дарил цветы жене несколько месяцев. Результат, как всегда, все тот же. Моя любимая высказала все, что думает по этому поводу». Пишите так: «Регулярно, как минимум каждые две недели, дарить жене цветы. Тогда в семейной жизни будет тишь и благодать.»

3. А сейчас, самое главное – НЕСКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ, А ЛУЧШЕ ЕЖЕДНЕВНО, ПЕРЕЧИТЫВАЙТЕ СВОИ ЗАПИСИ. В условиях стресса, или нехватки времени, мы часто забываем, как правильно действовать. Ежедневно просматривайте свою тетрадь, и вы будете действовать правильно на автомате, в любых условиях.

Отсутствие повторения – вот основная причина, по которой мы часто допускаем одни и те же ошибки в течение всей жизни. Как правило, набор наших ошибок один и тот же. И если мы будем регулярно вести журнал правильных действий, и еще более регулярно перечитывать его, то из нашей жизни исчезнут стресс и неприятности, которые часто возникают из-за того, что мы «наступаем на одни и те же грабли».

4. Не надо стараться, особенно вначале, писать много ошибок. Если вы в первый день запишите 100 ошибок - это будет много. Напишите 5-7 и лучше тех, которые вы можете сразу применять, начните перечитывать, и помаленьку добавляйте записи.

Следующей потребностью, когда у вас накопится больше 60-80 правильных действий, будет их систематизация. То есть, необходимо будет их разбить по темам и т.д. Но это уже тема другого выпуска.

Все известные, высокоэффективные, успешные и богатые люди, анализируют свои ошибки в том или ином виде. Кто-то пишет дневник, кто-то пишет на листе и постоянно держит его перед глазами, кто-то делает заметки на компьютере. Здесь важно соблюдение принципов:

- анализ производится в письменном виде;

- результаты размышлений периодически просматриваются и т.д.

Иногда меня спрашивают:

- А что мне теперь делать с появившимся свободным временем, которое раньше уходило на исправление ошибок?

- Я его использовал для того, чтобы получить второе (профильное) высшее образование. До этого у меня просто не было времени и сил для обучения. Занялся инвестированием в недвижимость, что так же требует много сил и внимания. Больше стал проводить время со своей семьей и т. д.

Желаю вам успехов и удачи.

С уважением, Рашид Аухатович Гайнетдинов.