В России возбуждено первое уголовное дело за езду в нетрезвом состоянии. Задержанный нарушитель, как оказалось, не знал о вступивших в силу с 1 июля новых поправках в Уголовный кодекс и в итоге оказался в руках полицейского дознавателя. В ГИБДД рассчитывают на снижение числа алкоголиков за рулем, но признают, что нередко они не страшатся никакого наказания.

В четверг стало известно о задержании первого пьяного водителя, который, будучи уже лишенным прав за пьяную езду, теперь будет привлечен к уголовной ответственности. Известия о поимке автомобилиста пришли из Новосибирской области.

Как рассказали «Газете.Ru» в региональном ГИБДД, нарушитель попался вскоре после полуночи, когда направлялся навестить бывшую жену. «Что он там пил и каково содержание алкоголя в крови, я точно не скажу, все-таки таких горе-водителей мы ловим достаточно много, но вроде бы шампанское – с кем-то «обмывали» какую-то машину, — рассказал старший госинспектор УГИБДД по ГУ МВД Алексей Толочный. – На него составили протокол и после этого отвезли в дежурную часть отдела полиции Ленинского района Новосибирска. Там наши сотрудники передали документы дознавателю – дальше им будут заниматься уже органы дознания и суд».

Сам 22-летний Александр Архипенко, как оказалось, просто не знал о новых правилах обращения с пьяными водителями.

В ГИБДД подчеркивают: уголовное дело грозит всем, кто ранее был лишен водительских прав или не отъездил год после их возврата, независимо от того, когда было допущено первое нарушение – до 1 июля или после. Не поможет нарушителям и отказ от освидетельствования – теперь он приравнен к состоянию опьянения, а значит, и в случае отказа «дышать в трубочку» водитель попадает под статью.

Впрочем, не обязательно, что нарушителю придется отправиться в колонию – в качестве альтернативы в УК предусмотрен штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (до 1 июля – 50 тыс.), а также принудительные работы. Итоговый вердикт судья будет выносить на основании конкретных обстоятельств дела.

По мнению Алексея Толочного, после ужесточения наказания количество пьяных водителей-рецидивистов должно снизиться. «За первое полугодие у нас по области таких водителей чуть более 300, — говорит он. — Надеемся и рассчитываем, что теперь таких случаев будет меньше. Хотя когда сталкиваешься с такой категорией водителей, кажется, что их уже ничто не остановит. У нас был случай, когда пьяный сбил насмерть 15-летнюю девочку, пытался скрыться, а когда его задержали, выяснилось, что его за последнее время шесть раз подряд лишали водительских прав за пьяную езду – срок лишения у него составлял порядка 102 месяцев.

И сразу после аварии он прямо говорил, что ему без разницы, сбил он там кого или нет. В итоге получил 4,5 года лишения свободы, но таких, как он, вообще не должно быть на дороге».

Несмотря на то что ежедневно в России задерживаются десятки, если не сотни пьяных водителей, случай в Новосибирске стал первым, о котором узнали СМИ.

В отделе пропаганды Госавтоинспекции Москвы «Газете.Ru» заявили, что информации о возбуждении уголовных дел по факту повторного управления автомобилем в нетрезвом виде в Москве пока не поступало. «Когда это произойдет, мы обязательно сообщим», — отметили в ГИБДД.

Нет пока данных о первых «уголовниках» среди пьяных автомобилистов и в подмосковной полиции.

Напомним, что резкое ужесточение наказания по отношению к пьяным водителям было принято еще в конце декабря прошлого года.

Автор думского законопроекта лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков объяснял, почему его внедрение нужно отложить на полгода, так: «МВД необходимо подготовиться, выпустить нормативные акты, регламентировать процесс оформления водителя, провести обучение и инструктаж, — пояснял Лысаков. — На это нужно время, и до 31 декабря этого никто не успеет сделать».

В том же документе предусматривалось и серьезное ужесточение для тех водителей, кто в пьяном виде совершает смертельные аварии. Для них с 1 июля в Уголовном кодексе появились минимально возможные сроки заключения, что на практике должно способствовать большему количеству приговоров с реальным сроком заключения. Если в такой аварии погиб один человек, то виновнику грозит от 2 до 7 лет колонии, а если жертв две и больше, то от 4 до 9 лет.