В России c 1 июля заработали изменения в ПДД, касающиеся оформления мелких ДТП. Как самостоятельно оформить мелкую аварию без присутствия сотрудника полиции и вместе с ним, разъяснила Госавтоинспекция. «Газета.Ru» составила инструкцию для водителей, как поступать в такой ситуации.

C 1 июля заработали изменения в ПДД относительно оформления ДТП, при которых вред причинен только имуществу. Подробную инструкцию о том, как правильно оформить ДТП, выпустила Госавтоинспекция.

Теперь водители имеют право не оформлять документы о ДТП, если повреждены транспортные средства исключительно участников ДТП и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Примечательно, что пока даже в самой Госавтоинспекции не смогли пояснить порядок применения этой нормы. Страховщики в такой ситуации советуют как минимум взять водителям расписки друг с друга о том, что они не имеют взаимных претензий.

Также водители могут оформить документы о ДТП без привлечения сотрудников полиции в соответствии с правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при условии, если в ДТП участвовало два транспортных средства, застрахованных по ОСАГО. Отметим, что оформление ДТП без участия сотрудников полиции можно оформить, только если в результате ДТП нет пострадавших и вред причинен только имуществу. Также водители могут по-прежнему оформить документы о ДТП с привлечением сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции.

Оформление ДТП без привлечения сотрудников полиции

Без привлечения сотрудников полиции ДТП оформляется в рамках «европротокола». Для этого необходимо самостоятельно заполнить извещение о ДТП, которое прилагается к полису ОСАГО, в соответствии с указанными в документе правилами. Этот способ возможен в случае, если отсутствуют пострадавшие или погибшие; в ДТП участвовало только два транспортных средства; водители имеют действующие полисы ОСАГО; вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП.

Кроме того, стоимость ремонта транспортного средства не должна превышать 50 тыс. руб., а в случаях, когда у кого-либо из участников полис ОСАГО оформлен до 1 августа 2014 года, сумма ремонта не должна превышать 25 тыс. руб.

Для оформления ДТП в указанном порядке водителям необходимо визуально оценить стоимость ремонта транспортного средства; согласовать со вторым участником ДТП обстоятельства аварии (должны отсутствовать разногласия в оценке причин и последствий ДТП); совместно со вторым участником ДТП заполнить извещение о ДТП, прилагаемое к полису ОСАГО; после заполнения извещения о ДТП и его подписания обоими участниками происшествия убрать транспортные средства с проезжей части; обменяться со вторым участником ДТП контактными данными; сообщить в страховые компании по телефонам, указанным в полисах ОСАГО, о ДТП, чтобы зарегистрировать страховой случай.

В течение пяти дней необходимо передать заполненное и подписанное обоими участниками извещение о ДТП в страховую компанию.

Оформление ДТП с привлечением сотрудников полиции

При участии сотрудников полиции в оформлении ДТП необходимо составить схему ДТП, сфотографировать или снять на видео место ДТП. После составления схемы необходимо подписать ее всеми участниками ДТП и убрать с места происшествия транспортные средства, чтобы освободить проезжую часть. Затем участники ДТП обязаны проследовать на ближайший пост ДПС или в подразделение Госавтоинспекции.

При возникновении разногласий по обстоятельствам аварии или видимым повреждениям транспортных средств необходимо записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.

Как оформить схему ДТП

При заполнении схемы рекомендуется использовать шариковую ручку, сведения необходимо заполнять разборчивым почерком либо печатными буквами и без ошибок.

В схему вносятся сведения о дате, времени и месте происшествия, транспортных средствах и участниках происшествия.



Также в документе должны быть обозначены контуры проезжей части с указанием названий улиц, а также направление движения, конечное положение транспортных средств, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, следы и предметы, имеющие отношение к ДТП. Обязательно указать место первоначального контакта между транспортными средствами, а если их несколько, то необходимо указать и подписать каждое из них, указав транспортные средства, контактировавшие в данном месте.

При проведении фото- или видеосъемки необходимо сделать общий план места происшествия, при наличии сфотографировать следы торможения, осыпей грязи, стекла, пластика с привязкой к транспортным средствам. Также следует сфотографировать транспортные средства крупным планом спереди, сзади и со стороны направления движения, чтобы просматривались регистрационные знаки транспортных средств.

Мнение страховых компаний

По словам заместителя руководителя департамента урегулирования убытков компании «Росгосстрах» Дмитрия Титиева, тренд развития применения «европротокола» хотя и медленный, но поступательный.

«От 10 до 15% обращений на данный момент осуществляется в рамках «европротокола», — рассказал Титиев «Газете.Ru». — Темп поста по несколько процентов в год, скорее всего, сохранится. Что касается недоверия к этому способу оформления ДТП со стороны автовладельцев, то причин этому несколько. Первая — небольшой период действия процедуры, соответственно, отсутствие опыта у автовладельцев:

как определить на глаз сумму ущерба, чтобы не выйти за лимит, как составить извещение, что делать потом.

Вторая — отсутствие однозначных правоприменительных механизмов, к примеру, есть потенциальная возможность разъехаться, составив извещение, а потом лишиться прав за оставление места ДТП. Третья — иногда предвзятое отношение страховщиков к таким убыткам с проведением максимального количества проверок, запросов по причине фактической незащищенности страховых компаний от мошеннических схем в этом упрощенном процессе без участия работников ГИБДД».