Президиум «Единой России» решил сохранить полный запрет на содержание алкоголя в крови водителей. На этом настоял премьер Дмитрий Медведев, отменивший в 2010 году порог в 0,3 промилле. Вместе с тем, наказание для водителей, у которых обнаружат в крови следы алкоголя, будет радикально ужесточено. Впервые в России вводится ответственность за пьяную езду для велосипедистов и скутеристов, а лишенных прав автомобилистов по истечении срока наказания заставят пересдавать экзамены на знание ПДД.

В понедельник на заседании президиума фракции «Единой России» в Госдуме депутаты приняли решение сохранить полный запрет на содержание алкоголя в крови водителя. Таким образом, обнаружение даже сотой доли промилле алкоголя в крови водителя автоматически делает его пьяным. Об этом журналистам сообщил член президиума фракции Владимир Гутенев. Депутат заявил, что вся верхушка фракции проголосовала за нулевой порог. «Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин выступил за 0 промилле, глава комитета по безопасности Ирина Яровая – за 0 промилле, руководитель фракции ЕР Андрей Воробьев – также за 0 промилле», – поведал Гутенев.

По словам депутата, уже во вторник утром законопроект будет направлен в правительство и Верховный суд для получения отзыва, после чего будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

То, что президиум фракции «Единой России» проголосовал против минимально разрешенного порога промилле в крови водителя, подтвердил и председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. По его словам, большинство членов президиума высказалось против установления этой нормы в законодательстве.

Председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая уверена: даже минимальная доля алкоголя в крови водителя может привести к необратимым последствиям на дороге. «Любые промилле алкоголя становятся короткой дистанцией к трагедии. Президиум фракции «Единой России» принял, на мой взгляд, единственно верное решение – сохранить ограничение в 0 промилле, задача государства – защита безопасности жизни и здоровья граждан», – заявила Яровая агентству ИТАР-ТАСС.

Введение допустимой концентрации алкоголя в крови водителей обсуждалось на фоне внесения целого ряда поправок, серьезно ужесточающих наказание за пьянство за рулем. Так, за езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельствования депутаты хотят наказывать штрафом в 50 тыс. рублей и лишением водительских прав на три года (сейчас за это предусмотрено только лишение прав на срок от полутора до двух лет). Для водителей, которые в нетрезвом состоянии садятся за руль, уже будучи лишенными прав, предусматривается введение уголовной ответственности с лишением свободы на срок до трех лет. От предлагавшейся градации наказания в зависимости от степени опьянения депутаты решили отказаться.

Если же нетрезвый водитель устроит ДТП, в котором погибнет человек, то благодаря поправкам в ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) нарушителю после принятия законопроекта будет грозить до 10 лет лишения свободы (сейчас – до семи), а если жертв будет от двух и более – до 20 лет колонии (сейчас – до девяти). Кроме того, в первом случае виновника аварии предлагается лишать прав на 10 лет после отбытия наказания в тюрьме, а во втором – пожизненно.

Также депутаты решили взяться за пьяных велосипедистов и скутеристов.

Для них законопроектом вводится административная ответственность в виде штрафа до 5 тысяч рублей. Для этого в КоАП внесут новую статью, в которой будет оговариваться, что «управление мопедом или велосипедом водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей». «Пьяным» будет признаваться велосипедист с любым содержанием алкоголя в крови.

Еще одно нововведение – водители, лишенные прав, должны будут по истечении срока наказания заново сдавать экзамен на знание ПДД.

За введение допустимого содержания алкоголя в крови в 0,2 промилле активно выступал депутат Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). Он рассказал «Газетe.Ru», что против нулевого промилле для водителей выступает целый ряд экспертов-наркологов, мнение которых тоже необходимо учитывать. «На встрече с Дмитрием Медведевым я попросил его изучить экспертное мнение на этот счет. Мы ужесточаем ответственность водителей за опьянение, но критериев опьянения не вводим. Я считаю, что это будет политической ошибкой, если мы откажемся от уровней предельно допустимой концентрации алкоголя в крови, которое не является разрешением выпить», – сказал депутат. Но, по словам Лысакова, ему не удалось переубедить премьера.

Именно Медведев в 2010 году на посту президента страны выступил инициатором отмены допустимой меры содержания алкоголя в 0,3 промилле. «Премьер-министр остался при своем мнении о необходимости сухого закона. Я понимаю его, потому что люди, которые не знают, какие тут страсти и борьба идет вокруг нулевого промилле, могут воспринять это как разрешение выпить. Об этом именно Дмитрий Анатольевич и говорил.

В то же время нельзя весь народ считать столь неразумным и, я прошу прощения за слово, быдловатым. Большая часть – это нормальные адекватные люди», – уверен Лысаков.

Эксперты-наркологи также считают сохранение нулевого промилле при ужесточении наказания роковой ошибкой. Один из известных в этой сфере ученых, попросивший не называть его имя, объяснив это тем, что его руководство из-за позиции властей по этому вопросу запрещает давать комментарии, рассказал «Газете.Ru», что содержание алкоголя в крови в 0,3 промилле негативно на поведение водителя не влияет. «Такой порог на состоянии водителя не отразится и алкогольного опьянения не вызовет. Но, тем не менее, перекроет все возможные погрешности приборов. 0,3 – оптимальная цифра, она низкая и не вызывает вопросов», – заметил эксперт. По его словам, при норме с нулевым промилле пьяным могут признать совершенно трезвого человека, но страдающего заболеваниями, при которых в организме выделяется изопропиловый спирт. «При определенных заболеваниях приборы могут показать наличие не этилового, а изопропилового спирта в крови», – пояснила эксперт. Однако назвать эти заболевания специалист отказалась, сославшись на то, что «люди для перестраховки пойдут покупать подтверждение таких заболеваний у себя».

Ранее на заседании рабочей группы Госдумы, на которой депутаты разных фракций, руководство ГИБДД России, наркологи и общественные деятели обсудили необходимость возвращения допустимой нормы алкоголя в крови водителей, специалист по методикам определения алкоголя в организме ученый-нарколог Татьяна Баринская рассказала, что власти Европы и Северной Америки опираются на эпидемиологические и статистические исследования. В этих экспериментах принимали участие более 20 тысяч человек – трезвые водители и с опьянением. Выяснилось, что при концентрации алкоголя в крови водителя в 0,8 промилле опасность совершения ДТП вырастает в 2,7 раза. При этом эта норма – 0,8 промилле – действует во многих западных странах, в том числе в США и Великобритании. При концентрации 0,5 промилле риск возрастает в 1,4 раза. «При 0,2–0,3 промилле риск равен единице, то есть реакции водителя никак не меняются, и это содержание в крови водителя абсолютно безопасно. Поэтому эти пороги обоснованны», – заявила Баринская. По словам ученого, нулевой порог, действующий в России, – мера, не обоснованная ни наукой, ни практикой в западных странах, где этот вопрос тщательно изучался.

Психиатр-нарколог Александр Ковтун заявил, что допустимая норма в крови водителей на состояние аварийности не влияет. «Вопрос о порогах допустимой нормы алкоголя в крови не является существенным в обеспечении безопасности на дорогах, и нулевой порог, и отличающийся от нулевого – он важен постольку-поскольку», – заявил эксперт «Газете.Ru».

Более того, по данным нарколога, освидетельствование показывает, что у 80% водителей выявляется 0,2–0,5 промилле.

«Я часто общаюсь с пьяными водителями, подавляющее большинство из них ехали с остаточными явлением, после вчерашнего, они, как правило, едут аккуратно и попадаются вовсе не за грубые нарушения правил дорожного движения, а за мелкие», – подытожил нарколог.

В 2011 году сотрудники ГИБДД возбудили 423,5 тыс. дел об административных правонарушениях, связанных с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Из них 356,6 тыс. завершились лишением водительских прав (85,1%). Это на 1,9% меньше, чем в 2010 году. За первые четыре месяца этого года ситуация кардинально изменилась, и количество выявленных нарушений увеличилось на 2,5%. Точно такая же тенденция наблюдается и по другим категориям нарушений: вождение автомобиля в пьяном виде водителями без прав управления, отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования.

«В целом доля административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством водителем с признаком опьянения, составляет примерно 2 процента от общего количества», – заявили в ГИБДД России. Комментировать решение депутатов о сохранении полного запрета на содержание алкоголя в крови водителей в дорожной инспекции отказались.