В Госдуму внесены поправки, дающие водителям возможность купить полис ОСАГО на 15 дней без талона техосмотра. Но это не все новшества - будущие операторы ТО при подаче документов в РСА смогут получить аккредитацию для обслуживания автомобилей только одной марки.

Новые поправки внесли депутаты Наталья Бурыкина и Владислав Резник. По их мнению, 15-дневный полис ОСАГО нужен автовладельцам для того, чтобы пройти техосмотр и вернуться к страховщику уже за полноценной годовой страховкой. Дело в том, что есть некоторые опасения того, что спрос на годовой полис ОСАГО может снизиться. За просроченную страховку, согласно КоАПу предусмотрен штраф 300 рублей. Поэтому многие водители предпочтут получить штраф вместо того, чтобы тратить тысячи рублей на автогражданку, пишет "Коммерсант".

Но "короткий" полис ОСАГО еще не все. Депутаты предлагают и другие новшества. При покупке автомобиля гражданин также сможет оформить полис ОСАГО, не предъявляя талона техосмотра. Сейчас эта схема выглядит так - машина снимается с учета, выдаются транзиты, в паспорте тс меняется собственник и потом у нового владельца есть 10 дней на оформление полиса ОСАГО, после чего машина ставится на учет. Но, по новому закону, получить полис без талона ТО с 1 января 2012 года невозможно. Так что автовладельцы не могут даже доехать до пункта техосмотра. А с новыми поправками такая возможность у них будет. Период временной страховкой - 15 дней.

Еще одно нововведение касается операторов ТО. При подаче документов в Российский союз автостраховщиков компании смогут получить аккредитацию для обслуживания автомобилей только одной марки. Считается, что так операторы смогут отсеивать нежелательных для себя клиентов - например, дилер люксовых брендов не будут проводить техосмотр автомобилей Lada.

Еще одна поправка включает в себя расширение полномочий Российского союза автостраховщиков в части контроля за операторами. Сейчас РСАконтролирует только новых операторов, то есть те 412 организаций, подавших документы на аккредитацию в 2012 году. Но существует около двух тысяч пунктов ТО, работавших ранее с МВД и получивших аккредитацию в РСА автоматически. На данный момент их работу никто не контролирует. Новые поправки позволят РСА проводить проверки по жалобам граждан, а также лишать таких операторов аккредитации.

Внесенные в Госдуму предложения уже подвергаются критике. Так, по мнению некоторых экспертов, "короткие" полиса ОСАГО подводят реформу ТО под угрозу срыва. Дело в том, что по истечении 15 дней, предложенных депутатами, полис будет у водителя на руках, просто он будет просрочен. Многие водители будут этим пользоваться - на штраф в 300 рублей гаишники чаще не обращают внимания. Так, можно будет ездить, не проходя техосмотра вообще. То есть, теоретически можно периодически покупать "короткие полисы", избегая трат на годовой. Правда, в РСАотметили, что 15-дневный полис по окончании своего срока прекращает действие, и езда с ним будет приравнена к управлению автомобилем без полиса ОСАГО вовсе. А это позволит инспектору ГИБДД снять номера.

Есть нарекания и по вопросу обслуживания операторами одного бренда. Некоторые эксперты считают, что в России наоборот следует организовать как можно больше точек прохождения ТО, чтобы цены были низкими, а гражданам было удобно. А постоянными ограничениями можно "зарегулировать систему техосмотра до такой степени, что вся реформа потеряет смысл"