Никаких признаков повышения розничных цен на бензин официальная статистика пока не фиксирует. Напротив – в некоторых регионах бензин в конце февраля – начале марта даже слегка подешевел. Но это ценовое перемирие рано или поздно завершится. Выборы позади, и политических оснований для сдерживания цен больше нет. Не за горами и весенний рост спроса. Подстегнуть цены на бензин могут и рекорды на мировом нефтяном рынке.

Согласно данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в России в целом стабильны. За период с 27 февраля по 4 марта в 70 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. При этом, как сообщает Росстат, в 10 субъектах бензин по сравнению с предыдущей неделей даже подешевел, в том числе в Москве – на 0,1%.

Увеличение средних цен на бензин не носило массового характера и было незначительным, так, в Петрозаводске и Воронеже бензин подорожал на 0,3%, в Великом Новгороде – на 0,2%.

Однако даже такая позитивная статистика не может сдержать рост тревожных ожиданий. Стечение обстоятельств уже весной этого года может подтолкнуть вверх цены на бензин – опасаются многие автовладельцы. В апреле в России начинается посевная, аграрии традиционно испытывают сложности из-за цен на топливо и просят у правительства льгот. Нефтяники же, в свою очередь, не торопятся продавать сельхозпроизводителям топливо по сниженной цене, ведь тогда им придется искать иные источники покрытия своих издержек – например, с помощью повышения цен в городах. Подобный скандал уже сейчас разгорелся, например, в Красноярском крае (см. «НГ» от 14.03.12). Кроме того, весной традиционно увеличивается количество так называемых подснежников – автомобилистов, которые выезжают на дороги, дождавшись теплого времени года. Увеличение спроса логически влечет за собой рост цен на бензин.

В марте заканчивается и неофициальный мораторий на повышение бензиновых цен в рознице. В конце января этого года правительство приняло решение заморозить потребительские цены на топливо на уровне декабря 2011 года. Мораторий должен был продлиться как минимум до президентских выборов. Именно такой срок называли представители нефтяных компаний. К решению заморозить топливные цены для населения правительство подтолкнуло рекордное удорожание бензина, которое наблюдалось в течение прошлого года. По данным официальной статистики, в целом за 2011 год бензин подорожал примерно на 15%. Это в два раза выше официального показателя инфляции за прошлый год. «Несмотря на рост акцизов с января 2012 года, у нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями – участниками рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) о неросте цен на энергоносители, в том числе в рознице», – заявил в конце января этого года глава Минэнерго Сергей Шматко.

В марте впервые с начала этого года показали рост оптовые цены на бензин. Как уже сообщала ранее пресса, информационно-аналитический центр «Кортес» подсчитал, что средняя по стране оптовая стоимость бензина Аи-92 выросла на 2,5% – до 26,4 тыс. руб. за тонну, дизельное топливо подорожало на 3% – до 26,2 тыс. руб. Плюс к этому с января 2012 года увеличились акцизы на бензин – примерно на 30%. С 1 июля акцизы повысят снова. Пока что – по состоянию на 5 марта – средняя цена на автомобильный бензин составляет в России около 27 руб. за литр. Однако эксперты уверены, что уже к осени бензин для российского потребителя станет дороже. Различаются у экспертов лишь оценки масштабов этого удорожания. Хотя стоит заметить, что оценки эти пока довольно скромные. Эксперты стараются пока не нагнетать панику, памятуя, видимо, о том, что слишком смелые прогнозы о росте цен на бензин оборачиваются порой неприятностями с правительственными чиновниками. Ранее чиновники уже пытались запретить аналитикам выступать с тревожными прогнозами относительно потребительских цен на топливо.

Потенциал для роста цен есть, говорит руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов. Это связано в первую очередь с внешней конъюнктурой: с начала года цены на бензин на товарной бирже в США выросли на 27%. Матросов напомнил о том, что участники рынка нефтепродуктов сами сообщали о неофициальном государственном регулировании ценообразования. «Сотрудник ЛУКОЙЛа в Волгограде подтвердил, что компании не дали повысить цены, мотивируя это приближающимися выборами. Так как выборы прошли, скорее всего компании пойдут на повышение цен, которые приблизятся к тому, что наблюдается на товарной бирже в США. То есть можно ожидать роста цен на бензин в пределах 3–4% в течение нескольких кварталов», – говорит Матросов.

Председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис предполагает, что власти попробуют договориться с нефтяниками о плавном росте цен, чтобы избежать социальных недовольств. Договариваться снова, судя по всему, действительно придется, считает Мишурис, потому что предыдущие «добровольно-принудительные» ограничения создали потенциал роста цен. Аналитик Номос-банка Денис Борисов, в свою очередь, предполагает, что если мировые цены на нефть продолжат расти и если не будут предприняты очередные неформальные сдерживающие меры, то рост внутренних цен на бензин вполне вероятен. «В среднем к осени бензин может подорожать на 1,5–2 рубля», – сделал вывод Борисов. То есть примерно на 10%.

Минэнерго, в свою очередь, заверило «НГ», что угроза дефицита бензина в стране исключена, наоборот, можно говорить о рекордных запасах топлива, которые помогут сбалансировать спрос и предложение, а значит, и цену на бензин. «С начала 2012 года наблюдается последовательное увеличение производства и отгрузки на внутренний рынок нефтепродуктов, что позволило полностью удовлетворить спрос и создать запасы нефтепродуктов. Согласно регулярному мониторингу ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, угроза дефицита любого вида топлива абсолютно исключена. Ранее Министерство энергетики РФ рекомендовало нефтяным компаниям зарезервировать к 1 апрелю 2012 года суммарно 1,66 млн тонн высокооктановых бензинов. По состоянию на 14 марта 2012 года запасы накопленного топлива превысили целевые показатели и составляют 1,746 млн тонн, – сообщает советник министра энергетики Дмитрий Клоков. – Выполнение планово-предупредительных ремонтов технологического оборудования российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) осуществляется в полном объеме в соответствии с графиком. Это может повлиять на рост стоимости, но незначительно, так как созданы рекордные запасы топлива, что обеспечит баланс спроса и предложения».