ОАО "АВТОВАЗ" опубликовало финансовый отчет за третий квартал и за девять месяцев текущего года. Результаты неутешительные.

Чистый убыток автозавода с начала года, как свидетельствует отчет, составил 19,7 млрд. руб. Для сравнения - за девять месяцев 2008 года АвтоВАЗ имел прибыль в размере 834 млн. руб. Выручка за отчетный период сократилась более чем в два раза – до 60,8 млрд. руб. Из них 83,85% (51 млрд. руб.) составила выручка от продажи автомобилей, которая также упала (в аналогичный период 2008 года – 103,2 млрд. руб.).

В структуре себестоимости автомобилей "Лада" преобладающими являются приобретенные комплектующие и полуфабрикаты (48,7%), сырье и материалы (14,6%), а также затраты на оплату труда (12,7%). При этом выручка от продажи продукции составляет только 96% от себестоимости, то есть завод теряет деньги на каждой проданной машине.

Вдвое снизилась производительность труда. Если в прошлом году на каждого сотрудника приходилось по 1,22 млн. руб., то за отчетные девять месяцев этот показатель составил только 600 тыс. руб.

Объем кредиторской задолженности ОАО "АВТОВАЗ" на 1 октября составил 90,6 млрд. рублей. Из них поставщикам и подрядчикам завод должен сумму, превышающую 12 млрд. руб. Несмотря на все старания руководства завода, долг перед производителями комплектующих растет. Некоторые из них стоят перед необходимостью остановки поставок, что грозит полным коллапсом производства автомобилей, либо (что может быть еще хуже) заполнения стоянок АвтоВАЗа не полностью укомплектованными машинами.

На конец третьего квартала рыночная капитализация ОАО "АВТОВАЗ" составляет 21988396914,74 руб. (21,99 млрд. руб.). Сравнение этой цифры с суммой задолженности завода еще раз демонстрирует, что реструктуризация АвтоВАЗа, которую пытается организовать правительство РФ, будет делом непростым - и это еще мягко сказано.

Вместо комментария: Стиль управления заводом характеризует перечень дочерних и зависимых компаний, который включает 229(!) наименований. И не все они являются дилерскими или сервисными предприятиями. Среди направлений деятельности можно встретить "ремонт и содержание зеленых насаждений" или "ремонт бытовой техники".

И еще об управлении. Оказывается, слухи о полной отставке Бориса Алешина были несколько преувеличены. В отчете он значится членом совета директоров АвтоВАЗа. Кроме того, Алешин возглавляет советы директоров коммерческого банка "Лада-Кредит", ЗАО "Лада Имидж", ЗАО "Лада Иж-Авто", ОАО "Лада Сервис" и даже хоккейного клуба "Лада". Все эти организации являются 100-процентными "дочками" автозавода.