Тачка как заначка

Оказав влияние на большинство сфер российского бизнеса, кризис не обошел стороной и автоломбарды. Специалисты отмечают, что, начиная с конца 2008 года, интерес населения к услуге автомобильного залога начал расти, на рынке увеличилось число предложений, а также значительно изменился «портрет среднестатистического клиента»

Картина рынка

На сегодняшний день специалисты не располагают достоверной информацией о том, сколько всего автоломбардов функционирует на столичном рынке. Кроме старейшин этого бизнеса, которых в Москве не более десяти, услуги по залогу авто предлагают около двух десятков новых серьезных игроков и множество фирм-однодневок, количество которых отследить практически невозможно. «В условиях кризиса автоламбард является более надежным видом деятельности, чем торговля автомобилями. Именно поэтому в последнее время многие компании, ранее занимавшиеся срочным выкупом машин, а также автосалоны подержанных авто перепрофилировали свой бизнес под автоломбарды, - поясняет старший оценщик автоломбарда «На Огородном» Кирилл Владимиров. - Таким образом, сегодня с уверенностью можно говорить о том, что спрос на эти услуги уверенно растет. За последние полгода интерес потребителей в целом по рынку увеличился не менее чем на 5-10%».

Кроме того, произошли изменения и в особенностях данного бизнеса. «С началом периода экономической нестабильности под залог стали отдавать гораздо больше подержанных, но очень дорогих машин, а также автомобилей с практически нулевым пробегом», - рассказывает генеральный директор ломбарда «Автокредит» Альфред Тырв.

Что же касается просрочки платежей, то, как отмечают в автоломбарде «На Огородном», их количество увеличилось так же сильно, как и число невозвращенных кредитов. Специалисты видят причину этого в том, что в условиях кризиса большинство клиентов не могут рассчитать свои силы и до последнего надеются вовремя решить возникшие материальные проблемы. «Если год назад человек привозил дорогую машину (за которую можно было дать 800 тысяч рублей), просил за нее всего 300 тысяч, а потом довольно быстро возвращал залог и выкупал свой автомобиль обратно, то сегодня многие клиенты требуют максимальную сумму, а потом оказываются не в состоянии ее вернуть. Размер их финансовых затруднений зачастую значительно больше того, что они могут получить под залог своих авто», - делится наблюдениями Кирилл Владимиров.

Сегодня примерно 10% от общего числа клиентов составляют люди, ранее не прибегавшие к услугам автоломбардов. В основном это должники, связанные обязательствами по выплате больших ежемесячных процентов по ипотечным кредитам, или бизнесмены, которым бывают срочно нужны наличные деньги, чтобы не упустить выгодные предложения.

Автоломбарды позволяют потребителям получать довольно большие суммы за предельно короткие сроки (в большинстве компаний на это уходит не более часа), предоставляя для этого минимальный пакет документов. Чтобы заложить автомобиль, необходимо иметь всего лишь гражданский паспорт, ПТС (паспорт транспортного средства) и свидетельство о регистрации автомобиля. «Именно благодаря простоте и скорости заключения договоров, спрос на ломбарды в отличие от спроса на краткосрочные банковские кредиты в ближайшее время будет расти», - прогнозирует генеральный директор ломбарда «Автокредит» Альфред Тырв.

Схемы расчета

На столичном рынке автоломбардов действуют различные системы оценки машин и начисления процентов. Часто сумму залога рассчитывают, исходя из рыночной стоимости автомобилей и их ликвидности. В автоломбарде «На Огородном» поясняют, что за ликвидные машины (например, «Мазда 3», «Тойота Королла», «Форд Фокус») можно получить 80% от рыночной стоимости, в то время как за неликвидные (такие как «Ягуар», «Альфа-Ромео» и т.д.) вряд ли где-нибудь дадут более 60%.

От ликвидности авто могут зависеть и проценты залога. «Как правило, мы оцениваем среднюю стоимость автомобиля по ведущим Интернет-изданиям, выдаем владельцу 70% от этой суммы, а проценты начисляем в зависимости от ликвидности: от 4% за ликвидные и до 8% за неликвидные. Кроме того, в случае продления договора мы прибавляем еще 1% за пролонгацию. Например, «Тойота Прадо» 1999 года выпуска стоит на рынке порядка 600 тысяч рублей. Наш клиент за такую машину может получить 420 тысяч. Спустя месяц для выкупа автомобиля обратно, ему придется уплатить залог, 5% от этой суммы, то есть 21 тысячу рублей, плюс 3,5 тысячи рублей за оплату стоянки», - рассказывают специалисты ломбарда «Автокредит».

Тонкости вопроса

Вообще, в последнее время из-за возникшей конкуренции в данном сегменте рынка процентные ставки в ломбардах немного упали. Кроме того, большинство компаний стали придерживаться довольно терпимой политики по отношению к клиентам. «Мы всегда идем людям навстречу и готовы рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Обычно с нами заключают договор на срок от 7 до 30 дней, но продлять его (при условии ежемесячной оплаты процентов) можно до бесконечности», - поясняет старший оценщик автоломбарда «На Огородном» Кирилл Владимиров.

В отличие от жестких правил ломбардов советских времен, сегодня владельцы компаний не стремятся загонять своих клиентов в тупик. Генеральный директор ломбарда «Автокредит» Альфред Тырв объясняет: «Если во время действия залогового срока человек чувствует, что не может вовремя оплатить услуги ломбарда, мы даем ему возможность самостоятельно продать свой автомобиль. Если же он не хочет этим заниматься, мы можем сделать это сами по его поручению».

19.05.2009 / ЕЛЕНА ХОТУЛЕВА

Материал опубликован в "Газете" №89 от 20.05.2009г.