Автомобили с «правым» рулем имеют как поклонников, так и противников. Для Российской Федерации, в которой предусмотрено правостороннее движение, стандартным и привычным вариантом является «железный конь» с водительским местом, расположенным слева. Но по просторам нашей Родины колесят и большое количество людей, которые ни за что не променяют свою любимую «японку» на любую другую машину. Еще свежи в памяти многих автомобилистов дебаты и волнения, которые развернулись в мае 2009 года, когда Правительство РФ намеревалось запретить ввоз в нашу страну импортных праворульных автомобилей, аргументируя это в основном тем, что они не отвечают условиям безопасности (якобы из-за того, что водитель находится справа, такие машины чаще попадают в ДТП). Как оказалось, опасность праворульных машин по сравнению с леворульными – миф, или, по крайней мере, сильное преувеличение.

Но этот миф недавно был развеян. Журнал Forbes, подсчитав количество аварий во всех российских регионах, опубликовал весьма интересные статистические данные. Оказывается, наименьшее число автоаварий происходит в Приморском крае. А автомобили в этой части России, как известно, в основном праворульные (более 80 % автопарка Приморья составляют авто с правым рулем).

Данные, приведенные редакцией авторитетного журнала, довольно объективны, так как при подсчете количества аварий учитывалось не общее число дорожно-транспортных происшествий, а количество аварий на тысячу автомобилей, что исключило влияние на полученные данные численности автопарка и степени автомобилизации региона. В регионе на каждую тысячу машин – всего 0,33 погибших в ДТП. Для сравнения, в республике Тува, которая возглавила список самых опасных в отношении дорожной аварийности российских регионов, приходится 2,71 смертей в результате дорожно-транспортных происшествий на каждую тысячу автомашин. В тройке самых аварийноопасных регионов также Карачаево-Черкесия и Ингушетия (2,39 и 2,21 смертей на тысячу автомобилей соответственно). Показатели Москвы и Санкт-Петербурга на фоне «лидеров рейтинга» не так уж плохи: в Москве при ДТП гибнет 0,51 человека на каждую тысячу авто, в северной столице – 0,61 человека.

Безопасность автомобиля зависит от расположения руля?

Руль в машине может быть расположен справа, слева или даже посередине (например, гоночные болиды). Но одно только расположение руля и, соответственно, водительского места нельзя считать решающим фактором при определении степени опасности или безопасности того или иного автомобиля. Кроме оснащенности, комплектации и конструкции, безопасность автомобиля во многом зависит от… его водителя. Манера и стиль езды, соблюдение правил дорожного движения, способность к взаимодействию с другими участниками движения, грамотная оценка ситуации на дороге – вот залог максимальной безопасности при поездке на машине. Праворульный автомобиль именно благодаря своей относительной непривычности, причем как для собственника такой машины, так и для окружающих водителей и пешеходов, заставляют шофера проявлять повышенную внимательность и осторожность при управлении им.

Почему в Приморье так много праворульных машин? Ответ лежит на поверхности – географическая близость поставщика, относительная дешевизна, да и отсутствие, по большому счету, альтернатив (с учетом стоимости поставки цена автомобилей в отдаленных регионах России оказывается очень высокой). Жители Приморья оценили знаменитое японское качество и точность сборки автомобилей и высокую надежность комплектующих. Известно, что японские машины – одни из лучших в мире по качеству, и их владельцы редко являются постоянными клиентами сервисов и ремонтных мастерских. Ну и еще одним, не главным в определении безопасности, но все же имеющим немаловажное значение, фактором, благодаря которому уровень аварийности в регионе постоянно снижается, является культура вождения (как правило, в крупных городах более агрессивный стиль езды, все спешат, а жизнь в провинции более спокойная).

Один из главных аргументов противников праворульных автомобилей – неудобство обгона попутных машин. Дело в том, что водителю авто с правым рулем для того, чтобы совершить обгон с выездом на полосу встречного движения, нужно довольно далеко «высунуться» на «встречку», чтобы увидеть участок дороги, на который он и собирается выехать. Но именно поэтому водитель, если ему дорога собственная жизнь, и не будет без нужды лишний раз совершать маневры на дороге, не убедившись в их безопасности. В конце концов, вытянуть шею чуть дальше влево, держать при движении достаточную для хорошего обзора на дороге дистанцию или воспользоваться такой опцией как обгонная камера, позволяющей улучшить видимость в «мертвой зоне» с левой стороны, не так уж и сложно. А обгонять с риском для себя и окружающих все подряд автомобили, создавая при этом аварийную ситуацию, может любой водитель, хоть на праворульной «японке», хоть на отечественной ВАЗовской «семерке». И дело здесь не в опасности самого автомобиля, а в наличии мозгов у «прокладки между водительским сиденьем и рулем».

Профессиональный и аккуратный водитель, имея достаточный опыт езды на праворульной машине, при прочих равных условиях представляет для окружающих не большую опасность, чем водитель любого другого автомобиля. А вот при аварии, если она все же случается (определять, по чьей вине – прерогатива сотрудников ГИБДД), картина повреждений автомобилей может разительно различаться. Часто бывают ситуации, когда «японка» при ДТП отделывается немного помятым кузовом, а та же «семерка» не подлежит восстановлению. Большое значение имеют факторы, определяющие пассивную и активную безопасность автомобиля: у большинства праворульных машин, в отличие от большей части продукции отечественного автопрома, есть, как минимум, подушки безопасности и антиблокировочная система тормозов, а также противозаносная система и складывающаяся рулевая колонка. Играют роль и особенности конструкции кузова (ни для кого не секрет, что иномарки, безотносительно расположения руля, дают большую фору нашим авто в краш-тестах) и качество материалов, из которых выполнена внутренняя отделка салона.

У праворульных машин есть и множество преимуществ, которые немаловажны при движении в условиях городских дорог. Они тоже определяют степень безопасности движения в таком автомобиле. Например, водитель, сидящий справа, имеет лучший обзор на обочину (сразу видит пешеходов, собирающихся перейти проезжую часть, машины, желающие тронуться и выехать на дорогу), на правый соседний ряд (видит машины, собирающиеся совершить какой-либо маневр). Соответственно, он сумеет вовремя сориентироваться и адекватно отреагировать на потенциальные опасности, которых в городе значительно больше справа, чем слева.

Для того чтобы дорожное движение стало безопасным для всех его участников, нужно следить за исполнением базовых принципов безопасности движения. ПДД должны быть одинаково обязательными для всех – и для машины с мигалкой, и для «обычного» автомобиля, и то, где у какого автомобиля расположен руль – вопрос вторичный. А от лихачей и нарушителей, создающих аварийные ситуации на дорогах, положение руля определяющим не является.

Сергей Василенков