За последние годы спасатели стали добираться до пострадавших в ДТП в три раза быстрее — за семь минут. У врачей скорой помощи на дорогу до места автокатастрофы в среднем уходит 20 минут. В арсенале служб появились вертолеты, мотоциклы и современные автомобили, но эксперт считает, что их количества все равно недостаточно, а в регионах помощь приходит слишком поздно.

Спасатели — 7 минут

Почти в три раза быстрее за последние восемь лет стали приезжать на место автокатастроф экипажи МЧС. Об этом заявил статс-секретарь замглавы МЧС РФ Владимир Артамонов на международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

«Если в 2006 году мы приезжали на ДТП за 18 минут, в 2010 году — за 10 минут, то в 2014 году показатель составляет уже менее семи минут», — сообщил Артамонов.

По его словам, такие результаты были достигнуты, в частности, благодаря развитию авиационно-спасательных технологий. Сейчас ряд федеральных трасс круглосуточно находятся под наблюдением вертолетов МЧС России. Именно это и позволило сократить временные показатели реагирования на ДТП.

Кроме того, в рамках программ переоснащения и реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» МЧС закупает новую технику, инструмент, внедряет технологии экстренного реагирования. В нескольких субъектах работают подразделения МЧС, которые ведут патрулирование дорог на мотоциклах. В МЧС кроме спасательных подразделений стали активно привлекать к реагированию на ДТП и пожарные, а также начали практиковать оказание профессиональной психологической помощи пострадавшим на месте ДТП.

Артамонов сообщил, что все еще требует усовершенствования правовая база. Дело в том, что, в соответствии с законодательством и требованиями Минздрава, любой прибывший на место аварии человек может оказать пострадавшим лишь первую помощь. Даже спасатели, сотрудники ДПС и пожарные не имеют права дать пострадавшему «даже самое примитивное обезболивающее».

По информации замглавы МЧС, в России показатель тяжести последствий ДТП в январе — августе текущего года составил более девяти погибших на 100 пострадавших. Для сравнения, в большинстве развитых стран этот показатель не превышает двух-пяти погибших на такое же количество пострадавших.

При этом в долевом отношении МЧС реагирует на девять из десяти аварий с пострадавшими. Так, за первые восемь месяцев текущего года пожарно-спасательные подразделения МЧС совершили 97 720 выездов на ДТП, деблокировали из поврежденных транспортных средств более 12 тыс. человек, еще более 80 тыс. людей была оказана иная помощь.

По оценке координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, семь минут для того, чтобы доехать до места ДТП, вполне приемлемое время.

«Это очень хороший показатель, хотя если авария серьезная, то машина успеет сгореть за это время, — заявил Шкуматов «Газете.Ru».

— Но нередки случаи, когда при ДТП на трассах пострадавшие ждали МЧС и по 20–30 минут. В городах они прибывают быстро, а на трассах приходится ждать.

Если говорить о вертолетах, то в зоне их покрытия всего несколько трасс, например, трасса Москва — Санкт-Петербург. Но если посмотреть на остальную Россию, то там такой скорости прибытия помощи ждать не приходится. Авиация МЧС должна покрывать максимально большое количество участков, но сейчас на них могут рассчитывать только жители крупных городов. На трассах же они прибывают на помощь из ближайших населенных пунктов».

Скорая помощь – 20 минут

Среднее время прибытия автомобилей скорой помощи на место ДТП – 20 минут. Для того чтобы медики смогли быстрее прибыть на помощь, с прошлого года было создано около тысячи придорожных травматологических центров. По информации Минздрава, все они работают по единому стандарту, что позволило снизить госпитальную летальность до 4,17% — это один из самых низких в мире показателей. Кроме того, как сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, во всех регионах страны обновлен автопарк скорой помощи: в распоряжение медиков поступило более 17 тыс. автомобилей, оснащенных системой ГЛОНАСС.

«Цифра 20 минут более похожа на правду, — говорит Шкуматов. – Но она катастрофична.

Если «скорая» быстро прибывает в столице, то в регионах происходит настоящий ужас. Основная причина смерти при ДТП — это кровопотеря и травматический шок.

За 20 минут человек просто может истечь кровью. А один укол обезболивающего может спасти жизнь. Пару лет назад была громкая история, когда в Ставропольском крае медики ехали на вызов четыре часа и человек, который получил совместимые с жизнью травмы, умер от болевого шока. Если в Минздраве заявляют, что создано почти 1 тыс. придорожных травматологических центров, то получается, что они должны встречаться на трассе каждые 50 км. Я лично пока их не встречал. На трассах медики прибывают на место ДТП из ближайших больниц и медпунктов. И чаще всего это будет неполноценная помощь:

к пострадавшим приедет фельдшер, который сможет помазать их зеленкой, перевязать бинтами и померить давление.

В машинах должно быть специальное оборудование, чтобы оказывать помощь людям с ожогами, переломанными конечностями, поврежденными внутренними органами».

Эксперт считает, что ситуацию может спасти создание отдельных подразделений скорой помощи, которые специализировались бы исключительно на пострадавших в ДТП и выезжали только на такие вызовы.

Федеральная целевая программа

Согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую выделено около 100 млрд руб., к ее концу планируется снизить ежегодную смертность в ДТП до 20 тыс. человек.

Из этой суммы примерно 2,33 млрд руб. выделено на мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

К примеру, 39,35 млн руб. за семь лет будет потрачено на проведение научных исследований, направленных на совершенствование нормативной и методической базы в области ликвидации последствий ДТП. В текущем году на это будет потрачено 5 млн руб. На строительство и реконструкцию натурных площадок для отработки современных методов и способов ликвидации последствий ДТП всего будет потрачено 69,9 млн руб.

На оснащение медицинских организаций автомобилями скорой медицинской помощи класса С за семь лет будет потрачено 196,15 млн руб.

Также из упомянутых 100 млрд руб. будет выделено 1,7 млрд руб. на «мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного и методического обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».

Из этой суммы 741,649 млн руб. получит МВД России на создание аналитических систем управления безопасностью дорожного движения. На проведение специализированных семинаров, посвященных обмену опытом по обеспечению безопасности дорожного движения, будет потрачено 7 млн руб.