На прошлой неделе Комитет Госдумы России по финансовым рынкам обсудил поправки к Закону об ОСАГО. Принятые во время заседания решения могут еще больше усугубить кризис на рынке ОСАГО

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ «БАНКЕТ»?

С 1 октября 2014 года будут подняты и тарифы на ОСАГО, и лимиты выплат по «железу». Это разумно: заплатил за страховку больше, значит, и выплата после аварии должна быть внушительнее. Однако Госдума предлагает выплачивать по новым лимитам даже тем автовладельцам, которые купили полисы до 1 октября. Хотя в первые месяцы таковых, разумеется, будет большинство, а новые сборы будут не такими внушительными.

В конце концов есть простая человеческая логика: почему заплативший за услугу меньше будет получать возмещение такое же, как тот, кто заплатил больше?

Кроме того, за минувший год убытки страховщиков по ОСАГО превысили 3 млрд. рублей. Что будет, если предлагаемая Госдумой поправка все же пройдет второе чтение? Те немногие страховщики, которые все еще продают ОСАГО в убыточных регионах, завтра свернут свой бизнес. И где будут страховаться люди?

НА СТРАЖЕ «АВТОЮРИСТОВ»

Закон об ОСАГО вступил в силу в 2003 году. Документ был разработан на основе лучших зарубежных аналогов. Такой нюанс, как необходимость при расчете стоимости ущерба учитывать, сколько потеряет человек при продаже автомобиля, попадавшего в аварию, в нем отсутствовал. Но через несколько лет Верховный суд постановил: Закон о защите прав потребителей должен распространяться и на автострахование. С этого момента при расчете ущерба утрата товарной стоимости (УТС) начала учитываться. Хотя до сих пор никто не понимает, существуют ли в принципе объективные критерии ее оценки. Но зато УТС оценили некоторые «специалисты» российского рынка.

Новый закон дал возможность армии так называемых автоюристов отсуживать у страховых компаний суммы, в разы превышающие реально нанесенный ущерб. Существенная часть выигранных денег, разумеется, не доходила до пострадавших, оседая в карманах посредников.

Соответственно выросли расходы страховщиков. В том числе из-за этого отдельные компании и вынуждены были уйти из регионов. Чтобы решить эту проблему, в начале 2014 года правительство России согласовало поправки к Закону об ОСАГО, пресекающие деятельность автомошенников. Однако на заседании комитета Госдумы, который прошел на прошлой неделе, было принято прямо противоположное решение - утрату товарной стоимости нужно учитывать. И все бы хорошо, но только лишь этот фактор, помимо остальных, по мнению экспертов, может привести к росту тарифа ОСАГО для населения минимум на 10%.

Однако комитет Госдумы этим не ограничился. И решил сделать жизнь автомошенников еще сытнее. Есть такое понятие - досудебное урегулирование споров, которое предполагает мирное разбирательство претензий между страховщиком и страхователем без вмешательства суда. Оно включает рассмотрение страхового случая, проведение экспертиз и выплат возмещения. В Европе этот срок составляет 60 дней.

Действующий Закон об ОСАГО предусматривает всего 30 дней. Часто этого времени было недостаточно для проведения всех процедур, а Комитет Госдумы по финансовым рынкам предложил сократить это время до 25 дней. Из которых на само досудебное урегулирование остается лишь пять дней.

За пять дней страховая компания не успеет урегулировать спор! И тут для сомнительных деятелей открывается необъятное поле работы. Достаточно предложить владельцу авто: мы тебе - наличные, а ты нам переуступаешь право требования по страховке. Многие соглашаются. В убытке все, кроме посредника: автовладелец печалится над «тремя рублями юбилейными», страховщик терпит крупные убытки, а юридически подкованные посредники подсчитывают барыши.

Увы, здравый смысл - не главное при принятии некоторых решений.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Тариф на ОСАГО не менялся 10 лет. Ко второму чтению депутаты Госдумы подготовили законопроект, который в три раза увеличит лимиты выплат по ОСАГО: «по железу» - со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, «по здоровью» - со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Эксперты считают, исходя из этого, а также размера инфляции за минувшие годы, введения Единой методики оценки ущерба и ряда других факторов, тариф на ОСАГО должен вырасти на 70,5 - 90,5%. Без учета предложений, описанных в тексте. Насколько он возрастет в действительности, будет решать Центробанк.