Fiat 500e
Выступая на этой неделе на конференции в Вашингтоне, глава альянса Fiat Chrysler Automobiles (FCA) Серджио Маркионне попросил потребителей отказаться от приобретения электрической модификации хэтчбека Fiat 500. Такую просьбу он объяснил тем, что на каждом реализованном автомобиле компания теряет немалые деньги.
«Надеюсь, что вы не станете покупать эту машину, потому что я теряю $14 тыс. всякий раз, когда продаю одну из них, — пояснил глава FCA.
— Я буду продавать ровно столько Fiat 500e, сколько необходимо, но ни единым автомобилем больше».
При этом около года назад Маркионне заявлял, что каждый проданный Fiat 500e будет приносить около $10 тыс. убытка.
По мнению экспертов рынка, при создании этого электрокара не было расчета на получение прибыли — с помощью этой модели инженеры итальянской компании должны были освоить современные технологии. Такая необходимость связана прежде всего с тем, чтобы удовлетворить требование властей штата Калифорния об обязательном наличии «зеленого» авто в модельном ряду любого производителя, который продает свои автомобили в этом самом богатом регионе США.
За океаном итальянский электрокар стоит примерно в два раза дороже в сравнении с обычной бензиновой версией модели. Базовая комплектация Fiat 500e у калифорнийских дилеров обходится покупателям не менее $17,3 тыс. Электрическая же версия компакт-кара продается в среднем по $32,6 тыс.
Примечательно, что FCA не хотят раскрывать данные об объемах производства и продаж модели Fiat 500e.
Итальянский концерн вовсе не единственный автопроизводитель, который не получает прибыли с продаваемых моделей. В некоторых случаях такое положение дел приводит автопроизводителей к банкротству, но иногда может приносить и определенные выгоды.
Fisker Karma
Компания Fisker Automotive теряла на каждом своем проданном гибридном седане Karma около $35 тыс. До того момента как производитель был признан банкротом, ему удалось реализовать около 3 тыс. машин, а общая сумма убытка составила примерно $1,5 млрд.
По словам бывших сотрудников Fisker, компания обанкротилась из-за неадекватных действий топ-менеджеров в плане управления производственными процессами. Помимо того что директора выплачивали самим же себе огромные зарплаты — по $600 тыс. ежемесячно, они вытворяли с комплектацией электрокара все, что им приходило в голову, не особенно задумываясь о последствиях.
Например, могла быть заказана большая партия деталей, после чего выяснялось, что в существующий дизайн они не вписываются, а потому закупались новые. Себестоимость автомобиля постоянно росла, но на розничной цене это никак не отражалось.
Maybach
Куда более внушительные потери нес Maybach, продавая свои супердорогие представительские авто. Начиная с 2002 года, когда бренд был возрожден, компания не получила ни цента прибыли и почти за 10 лет смогла продать менее 3 тыс. автомобилей.
Концерн Daimler, владевший маркой, терял на каждом проданном люксовом автомобиле около $300 тыс. При этом стоимость машины составляла в среднем $400 тыс.
Убыточность бренда объясняется тем, что Daimler вложил в разработку Maybach примерно $1,3 млрд. Кроме того, огромные средства уходили на строительство дилерских центров, работу системы круглосуточной поддержки клиентов и содержание многочисленных сотрудников компании. Низкий же спрос на эти автомобили был во многом обусловлен их неконкурентоспособной стоимостью. Таким образом, окупить столь большие вложения так и не удалось, и в 2012 году марка была ликвидирована.
Автомобильные эксперты уверены в том, что убыточность Maybach была очевидна для руководителей Daimler. Тем не менее проект было решено запустить для улучшения имиджа концерна.
Bugatti Veyron
Самый быстрый серийный автомобиль на планете — Bugatti Veyron — разоряет концерн Volkswagen, которому принадлежит марка. Но не только рекорд скорости принадлежит этому гиперкару.
Как выяснило в 2013 году агентство Berstein Research, начиная с 2005 года немецкий концерн теряет в общей сложности $6,27 млн на каждом проданном Veyron.
По словам экспертов, в Volkswagen были прекрасно осведомлены о том, насколько невыгодно производить и продавать эти автомобили, но решили не отказываться от идеи, как и в случае с Daimler, рассчитывая на имиджевую отдачу для всего концерна.
Volkswagen Phaeton
Примечательно, что гиперкар был не единственной нерентабельной моделью немецкого концерна. Еще один проблемный автомобиль — первый в истории бренда представительский седан Phaeton.
Каждый реализованный экземпляр стоит «Фольксвагену» почти $40 тыс. Общий размер убытка, понесенного из-за продажи этой модели, достигает $2 млрд.
По оценкам экспертов, в последние годы на рынке продавалось еще несколько убыточных моделей, к примеру субкомпактвэн Peugeot 1007, каждый проданный экземпляр которого обходился французской компании почти в $21 тыс., или Jaguar X-Type, продажи которого приносили убыток в $6,5 тыс. Кроме того, на $6 тыс. в минус уходил Smart с каждым проданным компакт-каром ForTwo. Финансовая неудача была обусловлена просчетами в объемах спроса. Реальные продажи оказались примерно на 40% ниже, чем прогнозировалось.