Абсолютно все российские автомобилисты против возможного двукратного повышения стоимости полиса ОСАГО. В ходе масштабного опроса лишь 30% опрошенных подтвердили, что готовы к незначительному удорожанию страховых полисов. При этом за последние полгода число водителей, довольных условиями договоров обязательного автострахования, сократилось на четверть.
Существующей формой обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) удовлетворены только 52% опрошенных автомобилистов. При этом за последние полгода доля автовладельцев, которые были настроены к ОСАГО положительно, сократилась на четверть.
Еще в октябре прошлого года 71% водителей были настроены гораздо более лояльно к существующей системе. В свою очередь, значительно возросло число недовольных тем, в каком виде предлагается ОСАГО – с 22% в октябре 2013 года до 36% в мае этого года.
Такие данные во вторник представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Организация провела опрос 1,6 тыс. автовладельцев в 130 населенных пунктах в 42 регионах России. Исследование проходило в три этапа — в сентябре — октябре 2013 года, ноябре — декабре 2013 года и в мае текущего года.
Исследование подтвердило, что вопрос роста цен на полисы ОСАГО стал самой насущной темой для всех российских автовладельцев. В октябре прошлого года о грядущих изменениях слышали только 56% из них. Но на сегодняшний день тех, кто небезразличен к удорожанию услуги, насчитывается уже три четверти (72%).
Доля автолюбителей, которые ничего не слышали о повышении стоимости обязательного автострахования, за полгода существенно сократилась: с 44 до 28%.
При этом не все автолюбители отнеслись негативно к предполагаемому росту тарифов на обязательное страхование.
Треть респондентов (30%) посчитали для себя необременительным повышение его цены на 25%.
Эта доля включает в себя также и тех, для кого не будет особо чувствительным повышение стоимости полиса автострахования в 1,5 раза (3%) и на три четверти (2%) по сравнению с нынешней стоимостью.
Если говорить о допустимой стоимости нового полиса ОСАГО, учитывающего пожелания автовладельцев по его реформированию, то более половины (56%) заявляют, что смогут приобрести этот страховой продукт, если его цена возрастет не более чем на 25%.
В свою очередь, повышение стоимости полиса в два раза считают неприемлемым все участники опроса.
Для улучшения процедуры ОСАГО подавляющее большинство респондентов (95%) предлагают в первую очередь упростить процедуру получения выплат. Две трети автовладельцев считают, что следует разрешить регистрацию полиса автострахования через интернет (69%), а также оформление «автогражданки» на водителя без привязки к автомобилю (65%). 60% опрошенных предложили отменить учет амортизации при расчете выплат и увеличить максимальную сумму страхования.
Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что половина опрошенных, которые довольны существующей системой полисов ОСАГО, еще ни разу не обращались в страховые компании за возмещением.
«Люди довольны только в том смысле, что эта система есть и она работает, — говорит Тюрников «Газете.Ru».
— Но если опросить тех людей, которые реально сталкивались с выплатой по ОСАГО, недовольных наберется 100%.
По нашим оценкам, в подавляющем большинстве случаев, когда человеку производилась выплата по ОСАГО, она была занижена. Люди получают на 30–95% ниже положенных выплат».
Рост недовольства, связанного с ОСАГО, эксперт объясняет тем, что при оформлении страховых полисов компании навязывают клиентам дополнительные услуги. А чтобы избежать выплат положенных премий, страховщики намеренно переносят пункты урегулирования убытков в отдаленные города.
«Страховые компании начали атаку на граждан, — утверждает Тюрников. — Они ограничили выдачу полисов ОСАГО и всем желающим приобрести их стали предлагать дополнительные услуги, например страхование жизни и здоровья или эвакуацию.
Кроме того, страховые компании начали переносить пункты урегулирования убытков дальше от крупных городов. Автовладельцу один раз предложили проехать 550 км, чтобы оформить ДТП. Таким образом они надеются, что люди махнут рукой. Это вызывает не просто недовольство, а настоящую ярость».
Комментируя готовность трети автовладельцев к 25-процентному росту тарифов на ОСАГО, эксперт обращает внимание на то, что отдельные люди действительно готовы платить больше, но за другое ОСАГО, существующее в Европе.
«В Европе люди столкнулись, обменялись визитными карточками своих страховых компаний и разъехались. За то ОСАГО, которое у нас есть сейчас, платить больше может согласиться только сумасшедший. При этом тарифы на ОСАГО у нас сильно завышены. К примеру, на Украине, в Белоруссии страховые выплаты в 2–3 раза выше при значительно меньших тарифах».
Эксперт уверен, что поручение Владимира Путина принять поправки в закон об ОСАГО к 1 июня выполнено не будет.
По его словам, в настоящее время депутаты Госдумы, рассматривающие поправки ко второму чтению закона об ОСАГО, хотят понять, насколько должны увеличиться тарифы для повышения выплат по ОСАГО. Но сделать это до летних каникул они вряд ли успеют, поэтому задача будет перенесена на сентябрь.
В свою очередь правительство РФ утвердило свои поправки ко второму чтению закона в конце апреля. В результате после планируемого увеличения лимита страховых выплат стоимость полисов ОСАГО для водителей может возрасти на 25–70%.
Напомним, что основные изменения в законе об ОСАГО должны коснуться денежных выплат при наступлении страхового случая. Лимит выплат в случае оформления мелкого ДТП без привлечения инспектора ГИБДД (Европротокол) с нынешних 25 тыс. руб. увеличится до 50 тыс., а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в качестве эксперимента — сразу до 400 тыс. руб., то есть до общего максимального лимита по ОСАГО, который после принятия закона составит 400 тыс. руб. (сейчас — 160 тыс.).
Если все предложения правительства примут, а в этом среди экспертов никто не сомневается, владельцу страхового полиса в случае несогласия с размером страховой выплаты нужно будет обращаться в свою страховую компанию с соответствующей претензией. Подать иск в суд автовладелец сможет только через 10 дней, если в течение этого времени компания не отреагирует на претензию. В этой ситуации спор будет рассматриваться с учетом норм закона «О защите прав потребителей» (ОЗПП), что значительно повысит шансы автовладельца в споре со страховщиком.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат