В 2013 году на российских дорогах погибло более 27 тыс. человек. Несмотря на внушительную цифру, число жертв ДТП в прошлом году снизилось на 3,5% по сравнению с 2012-м. Эксперты приписывают улучшение статистики не дорогостоящей профилактической госпрограмме и не действиям ГИБДД, а росту количества иномарок с современными системами безопасности. Количество нарушений, по их мнению, не снизится без борьбы с коррупцией в полиции.
На российских дорогах в 2013 году произошло 204 068 серьезных ДТП с пострадавшими и погибшими. Это на 0,2% больше, чем за аналогичный период 2012 года. При этом число погибших в автокатастрофах за год снизилось на 3,5%, до 27 025 человек. Согласно итоговому статистическому отчету Госавтоинспекции, пострадавших в дорожных авариях оказалось 258 437 человек — почти столько же, сколько годом ранее (снижение на 0,1%).
В 2013 году по вине пьяных водителей произошло 13 581 серьезное ДТП (рост на 5,7%). При этом отмена так называемого нулевого промилле с 1 сентября 2013 года не вызвала всплеска «пьяных» ДТП.
По вине нетрезвых водителей погибло 2314 человек, что на 10% больше по сравнению с 2012 годом.
Одним из лидеров «пьяного» рейтинга стала Нижегородская область: здесь за год поймали 572 выпивших водителя, в Красноярском крае зафиксировано 568 случаев пьяной езды, 525 водителей попались в Московской области.
По вине пешеходов, нарушивших ПДД, произошло 28 177 ДТП (снижение на 1,2%). Одними из самых отчаянных оказались пешеходы в Москве (1855 ДТП), а также в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (1688 ДТП).
Плохое состояние российских дорог привело к 53 080 ДТП, что на 24% больше, чем годом ранее. По количеству ДТП по этой причине лидируют Московская область (3223 ДТП), Самарская область (2303 ДТП), Ленинградская область и Санкт-Петербург (2089 ДТП), из-за плохого качества дорожного покрытия в Москве произошло 1901 ДТП.
Как правило, причины аварий кроются в нескольких факторах, однако почти девять из десяти, как и год назад, связаны с нарушением водителями правил дорожного движения.
Согласно официальным данным, 87,7% всех серьезных автокатастроф (179 017 ДТП, +0,9%) произошло именно из-за несоблюдения ПДД.
С участием детей в возрасте до 16 лет произошло 21 148 тяжких ДТП (+1,3%), при этом количество погибших снизилось на 7,2%, до 872 человек. Ранения получили 22 407 человек (+1,8%).
Чтобы снизить число пострадавших, в этом году депутаты планируют ввести уголовную ответственность в отношении водителей, которые попались на пьянке за рулем во второй раз. Кроме того, депутаты работают над поправками к КоАП РФ, согласно которым российских водителей могут снова штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч в пределах населенных пунктов.
Еще в 2012 году завершился первый этап реализации федеральной целевой программы (ФЦП) по повышению безопасности на дорогах стоимостью 48 млрд руб.
Согласно ее концепции, число погибших на дорогах к этому году должно было снизиться до 23 тыс. человек в год. Но в 2012 году жертв оказалось больше на 5 тыс. человек, а в 2013-м — на 4 тыс.
Несмотря на то что поставленной цели достичь не удалось, чиновники в новой ФЦП к 2020 году рассчитывают снизить ежегодную смертность в ДТП до 20 тыс. человек. На эти цели предусмотрено выделение еще 100 млрд руб.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин заявил «Газете.Ru», что не доверяет полицейской статистике.
«При их умении жонглировать цифрами я не понимаю, почему они честно признались, что количество ДТП у них осталось примерно на том же уровне, — сказал Травин. — Что касается количества пострадавших, то эту цифру не скроешь.
Но есть масса методов сделать так, чтобы записать, что человек погиб не в результате ДТП. Это нередко делается для того, чтобы оправдать огромные расходы на целевую программу повышения безопасности дорожного движения.
Ведь на нее выделен бюджет маленького европейского государства, и если деньги тратятся, то нужно показать на что. Но если эта программа помогает, в чем лично я не уверен, то результат 3,5% — это слишком мало за такие деньги».
По мнению Травина, основной вклад в позитивную динамику снижения смертности на дорогах внесли качественные иностранные иномарки, а не специальные программы.
«За снижение смертности на дорогах мы должны быть благодарны не ГИБДД и специальным программам, не нашим депутатам, которые повышают штрафы за нарушения ПДД, а европейскому, американскому и японскому автопрому, — считает Травин. — Эти производители все интенсивнее поставляют на наш рынок.
Российские покупатели все чаще могут позволить себе приобрести машины высокого уровня надежности с активными и пассивными системами безопасности».
С этим мнением согласен и председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
«Положительная динамика по снижению количества погибших в ДТП связана с тем, что у нас покупают все более безопасные автомобили, — рассказал Канаев «Газете.Ru». — Чем выше продажи хороших иномарок, тем меньше людей погибает. Пока я не могу оценить вклад ФЦП в эту позитивную динамику.
Мы сделали запрос в ГИБДД о том, что было сделано, но до сих пор не получили ответа. Если что-то было сделано, мы бы хотели знать, что именно. А если ничего, то надо разбираться, где деньги».
Причину того, что водители в России продолжают нарушать ПДД, Канаев видит в высоком уровне коррупции в ГИБДД.
«Показатель нарушений ПДД действительно высок. И этому способствует коррупция. Пока водители имеют возможность откупиться, они будут халатно относиться к соблюдению ПДД. Пока не существует неотвратимости наказания, уровень нарушений будет высок. Как только мы это сделаем, количество ДТП будет снижено сразу на 50%», — считает Канаев.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат