Беспрерывное нахождение за рулём автомобиля длительное время опасно не только потерей концентрации внимания водителя, но и тем, что утомившийся водитель легко может заснуть непосредственно за рулём машины.

О печальных последствиях такого сна вряд ли нужно кому то рассказывать. Наибольшую опасность в этом плане представляет период с конца осени и до конца зимы. Короткий световой день ещё больше провоцирует сонливость, а частое ненастье, характерное для этого времени года, значительно повышает вероятность возникновения происшествий на дорогах. В связи с чем способы предупреждения засыпания за рулём авто актуальны практически для всех водителей.

Советы, известные всем

Существует три основополагающих рекомендации, о которых слышал, пожалуй, каждый автолюбитель, но пренебрежение, которыми, опасно для жизни.

Во-первых, не стоит садиться за руль автомобиля в ночное время суток, если поездку можно отложить на другое время. Особенно опасно ехать в ночь после завершения рабочего дня. В том случае, если продолжительного ночного передвижения за рулём не избежать, нужно постараться перед поездкой хорошо выспаться.

Во-вторых, противопоказано садиться за руль в случае ощущения ещё перед поездкой усталости или физической слабости.

Наконец, если уже во время поездки стала проявляться усталость и появилось желание спать, нужно, как можно быстрее остановиться, чтобы отдохнуть и сделать перерыв в движении. В идеальной ситуации, лучше вздремнуть. Даже 20-минутный сон поможет снять усталость и состояние сонливости.

Дальность поездки индивидуальна для каждого

Когда речь заходит о дальних поездках, следует осознавать, что для каждого человека понятие дальности будет характеризоваться индивидуальными величинами. Общепринятых критериев «дальней дороги» не существует. Ведь многое зависит от таких факторов, как состояние дорожного покрытия и загруженность дороги, опыт и физическое состояние водителя, а также технические возможности автомобиля. Зачастую промчаться 400-500 километров на современно автомобиле по свободному от машин шоссе летним днём гораздо проще, чем преодолеть 150-200 км пути по забитой пробками или заснеженной дороге на видавшем виды авто. Оценивать критерий дальности нужно не по расстоянию между началом пути и его окончанием, а по тому количеству времени, которое необходимо затратить на поездку. Таким образом, длительным автопутешествием можно считать поездку, которая требует провести за рулём автомобиля более пяти часов, без учёта времени на остановки.

Длительные поездки нужно обязательно планировать заранее. Помимо ночи, в течение остальных суток существуют периоды времени, когда человек в значительной степени подвержен сну. Это промежутки с 4 до 5 и с 10 до 11 часов утра, а также с 16 до 17 и с 22 до 23 часов вечера. Если обстоятельства позволяют, лучше избегать планирование начала пути в указанное время. А в случае, нахождения в пути, вышеуказанные отрезки времени стоит распределить и запланировать на отдых.

Помощники могут быть разными

Длительную поездку не стоит совершать в одиночестве. Очень эффективным способом борьбы против сна за рулём является участие в оживлённой беседе или обсуждение чего-либо. В этом случае, деятельность участков мозга, отвечающих за сон, притупляется и даже при значительной физической усталости водителя, клонить ко сну его практически не будет. Правда, в наличии попутчика в дальней дороге есть и негативная сторона. Так, если пассажир, сидящий рядом, уснёт, утомлённого дорогой водителя потянет в сон с удвоенной силой.

При отсутствии пассажира можно слушать музыку или включить аудиокнигу. При этом, не стоит слишком увлекаться прослушиванием аудиокниг. Монотонное бормотание, доносящееся из автомобильной акустической системы, может сыграть злую шутку, выполнив роль колыбельной. По этой же причине, рекомендовано чередовать тип музыки, меняя быстрые и медленные ритмы, а также громкость звучания.

Кроме того, стоит избегать непрерывного звучания музыки. Специалисты рекомендуют после 45-минутного прослушивания музыки в салоне, делать перерывы такой же продолжительности.

Перерывы и остановки в пути

Немаловажным моментом не только для борьбы с засыпанием, но и для предотвращения заболеваний, спровоцированных длительным сидением в одной позе (варикозного расширения вен, геморроя и других), станут остановки в пути. Очень важно, не просто останавливаться каждые 200 – 250 км пути, а выходить из автомобиля и делать несколько элементарных упражнений или просто прогуляться возле машины. Вернувшись в салон автомобиля, можно немного поспать, если в этом будет потребность.

Что касается питания, то ехать на голодный желудок не рекомендуется, как и не рекомендуется начинать длительную поездку, плотно поев. В дороге можно перекусить. Подойдут кисломолочные продукты, а также фрукты, овощи, яйца. Кстати, не очень полезная привычка регулярно жевать, многим водителям весьма эффективно позволяет бороться со сном. Чтобы не отвлекаться от дороги, лучше всего использовать кисло-сладкие сорта яблок, сушки или семечки. В случае если водитель не страдает проблемами повышенного артериального давления, и заболеваниями сердечно-сосудистой системы, во время длительной поездки будет полезно употреблять кофеино-содержащие напитки.

Зачастую помогает взбодриться свежий холодный воздух, поступающий из приоткрытого окошка автомобиля. Остановившись, можно умыться холодной водой. Курильщикам не стоит уповать на сигареты. Курение за рулём лишь усугубляет усталость.

Не даст заснуть техника

В помощь автомобилистам разработаны многочисленные устройства, которые выполняют роль сигнализаторов усталости. Они закрепляются на голове, как наушники, и если водителя накрывает сон, издают пронзительный звук. Такими устройствами, как правило, пользуются водители – дальнобойщики.

Многие современные автомобили оснащаются электронными помощниками водителя, отслеживающими текущее положение движущегося автомобиля относительно дорожной разметки. Если автомобиль начинает отклонение, например, относительно осевой дорожной разметки, без включенного предварительно сигнала указателя поворота, система подаст громкий звуковой сигнал, передаст на рулевое колесо автомобиля чувствительную вибрацию и, включив аварийную сигнализацию, плавно остановит машину. Правда, подобные устройства эффективны лишь на магистралях, содержащихся в идеальных технических условиях, с точной и правильной дорожной разметкой, а также чистых от атмосферных осадков. В условиях российских дорожных реалий, в большинстве случаев высокие технологии бессильны.

Но, говоря про технику, стоит упомянуть и то, что в настоящее время рядом крупнейших автопроизводителей ведутся разработки по созданию, т.н., искусственных собеседников водителя. Специалисты лаборатории IBM уже анонсировали устройство, способное распознавать речь водителя. Искусственный собеседник, в зависимости от результатов анализа речи человека, управляющего автомобилем, готов задавать ему необходимые темы для поддержания разговора. Ну, а если по ответам будет ясно, что водитель на гране засыпания, виртуальный помощник примет более радикальные меры, включив музыку, приоткрыв окно или даже направив в лицо засыпающего водителя небольшую струю воды.