Правительство продолжает поддерживать российских производителей автомобилей. Им дали два дополнительных года на адаптацию под стандарт топлива "Евро-4". Предусмотренное ранее введение более жестких экологических норм с 2010 года отодвигается на 2012 год.

Министерство промышленности и торговли разработало поправки в технический регламент о введении новых экологических стандартов для автомобилей. О том, что поправки отправлены на межведомственное согласование, пишет издание "Ведомости". Документ, утвержденный еще в 2005 году, предполагал, что российские производители автомобилей будут обязаны перейти на стандарт "Евро-4" с 1 января 2010 года. По новым предложениям, у машин, которые сейчас собираются на территории России, и импортных автомобилей есть еще дополнительные два года на модернизацию. Исключение сделано лишь для тех моделей, производство которых еще не налажено. Благовидный предлог

"Ведомости" цитируют чиновника, заявившего, что отсрочка возникла из-за того, что сроки по переходу нефтеперабатывающих заводов на выпуск топлива классом не ниже “Евро-4” также “сдвинуты” на 2012 год. Постановление об этом премьер-министр Путин подписал в самом конце прошедшего года.

“Прежде всего, именно топливные компании выступали с инициативой повременить с переходом на новый стандарт”, – говорит Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат”. В беседе с корреспондентом GZT.RU эксперт отметил, что сроки были не реальными еще в 2005 году, на стадии утверждения технического регламента. “Пока что нужных объемов топлива “Евро-4” у нас нет”, – заявляет Целиков. По сведениям Владимира Булатникова, главного технолога ВНИИ по нефтепереработке, на данный момент топливо, соответствующее “Евро-4”, держит 25-30% от общего объема выпуска.

Однако значительная часть проблемы заключается не только в нехватке горючего, но и в довольно безрадостном состоянии самого российского автопрома, почти половину выпуска которого состоит из продукции "АвтоВАЗа". Зафиксировавший убыток в два с половиной десятка миллиардов рублей и обратившийся за сопоставимой по размерам государственной помощью, простаивающий гигант явно не может себе позволить инвестиции в новые типы двигателей. В точно таком же положении, правда, с поправкой на масштаб, находятся другие отечественные производители авто. Сергей Целиков убежден, что у отечественных заводов сейчас совершенно другие первоочередные задачи – как выжить и выйти на прибыльный уровень.

Коптилку не потушат

Исключение составляют лишь предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, но у них вопрос об экологичности двигателей остро не стоит, поскольку эта импортируемая деталь в большинстве случаев уже давно соответствует стандарту "Евро-4". Например, в Европе данная норма введена в 2005 году. Повышенным экологическим требованиям соответствуют и уже готовые машины, которые ввозятся в Россию из-за рубежа.

В данном контексте логично читается заявление директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, ранее опубликованное на официальном сайте министерства. В нем чиновник поясняет, что срок 1 января 2010 года остается в силе лишь для автомобилей, "на которые не были оформлены одобрения типа транспортного средства" до 31 декабря 2009 года. То есть на те модели, выпуск которых в России или в мире не будет налажен до конца текущего года.

“Это нормальная логичная мера, которая поможет удержать себестоимость автомобилей”, – считает Севастьян Козицын, аналитик БКС. Козицын сообщил корреспонденту GZT.RU, что есть несрочные меры, к примеру, введение следующего экологического стандарта, которыми можно пожертвовать. “Понятно, что переход на “Евро-4” радикально не улучшит состояние экологии”, – уточняет Козицын.

Другой взгляд на проблему дает Сергей Кривозерцев, управляющий директор компании “Экостандарт Груп”. Отсрочка с переходом на "Евро-4" влияет на чистоту выхлопа,- заявляет эксперт, напоминая, что российской топливо одно из самых худших в Европе, а доля устаревших машин в отечественном парке весьма значительна. "Это однозначно плохо", – резюмирует Кривозерцев, напоминая, что 90% загрязнения воздуха в городах идет от транспортных средств.

Дорогое удовольствие

Переход на “Евро-4” влетит в копеечку российским автозаводам. Как сообщил “Ведомостям” представитель ГАЗа, только доработка существующего двигателя УМЗ для “Газелей” со стандарта “Евро-3” до “Евро-4” обошлась группе ГАЗ более чем в 100 млн руб., однако эти средства не включают в себя, например, адаптацию автомобилей под улучшенный двигатель. Разработка нового двигателя ЯМЗ-530 и строительство завода, где он будет выпускаться, обойдется в 8,6 млрд руб.