Заторы и пробки – бич крупных городов. Пока дорожники и власти пытаются решить проблему нехватки улиц и организации дорожного движения, конструкторы предлагают воспарить над проблемой. Буквально.

Казалось бы, идея летающей машины лежит на поверхности: колеса есть, мотор есть. Осталось приладить крылья, движетель и… Но проблем хватает, поэтому дальше экспериментальных образцов дело пока не идет.

Совместить в одном аппарате привычные ходовые качества на дороге, удовлетворительную пассажировместимость и приемлемые летные данные весьма и весьма непросто. Для того, чтобы удержаться в воздухе машине нужен большой размах крыльев. Но это помещает машине парковаться, да и просто ездить по обычным дорогам. Кстати «ездить» - тот еще камень преткновения для подобных гибридов. У обычной машины мощность передается на колеса и именно они приводят авто в движение. Так обеспечивается хорошоя разгонная и тормозная динамика. Но трансмиссия достаточно сложна, и как следствие, немало весит. У самолета все проще: даже при маневрировании на земле он «отталкивается» теми же движетелями, что и в воздухе. Но разгонная динамика не выдерживает никакой критики, да и расход топлива получается запредельный.

Попытки устранить противоречия и создать работоспособную конструкцию предпринимались с начала прошлого века. Аэромобили начали развиваться практически одновременно с самолетами – первый проект такого рода относится к 1906 году. Российский инженер Татаринов предпринял попытку построить индивидуальный летательный аппарат, способный летать или ездить, в зависимости от потребностей хозяина. Но до последнего времени создать эффективную и надежную конструкцию так и не удалось.

Главная беда самолетов – зависимость от аэродрома и его взлетно-посадочных полос. Даже легкому аэроплану нужно не менее 50-100 м для разбега перед взлетом. Значит взлететь «прямо от порога» не получится, значит нужно садиться на машину и ехать к аэродрому. По пробкам, естественно.

Для преодоления этой проблемы конструкторы оснащают летающие автомобили большими крыльями – это уменьшает скорость взлета и посадки, следовательно снижает дистанции разбега и выбега. Что бы для такого монстра не пришлось строить ангар, крылья делают складными. Такая конфигурация дает возможность ставить самолетомобиль в обычный гараж и использовать аппарат на дорогах общего пользования.

Очередную конструкцию подобного рода на днях испытали в США. В округе Оранж, штат Нью-Йорк прошли летные испытания двухместного самолетомобиля Terrafugia Transition. Новинка имеет размах крыльев 8.4 м., габаритную длину 5.8 м. и способна преодолеть по воздуху расстояние до 640 км на одном баке топлива. Скорость в воздухе до 184 км/ч. На земле машина за 15 секунд складывает крылья с помощью электропривода. При этом ширина уменьшается до 2 м. В «автомобильной» трансформации привод осуществляется на передние колеса. Правда, выбранная схема требует удобных влзетно-посадочных полос рядом с каждым гаражом. Формально данное транспортное средство относится к категории сверхлегких летательных аппаратов, то есть это больше самолет, чем машина, что требует соответствующего удостоверения. Предполагается, что к 2011 году фирма сможет наладить серийный выпуск таких машин, при стоимость экземпляра в 194 тыс. долл.

Альтернативный проект - SkyCar (небесный автомобиль) предлагает машины с вертикальным взлетом и посадкой. Автомобиль продается с 2004 года. Цена - 3.5 млн. долл.

Автор: Алексей Смирнов

АиФ