Депутаты увеличили штраф за езду без техосмотра с 200 до 800 руб., а за езду с просроченными транзитами со 100 до 800 руб. Ужесточение дисциплинирует водителей и пополнит казну, считают депутаты.

Правозащитники уверены, что нововведение пополнит только карманы гаишников, а система техосмотров и вовсе скоро будет упразднена.

Во втором чтении Госдума поддержала поправки в статью 12.1 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафа за езду на автомобиле, не прошедшем техосмотр, с 200 до 800 рублей, а за езду на незарегистрированном в установленном порядке автомобиле со 100 до 800 рублей.

В комитете по конституционному законодательству и государственному строительству, ответственном за законопроект, считают, что существующие штрафы за эти нарушения в 100 и 200 рублей слабо побуждают автовладельцев соблюдать закон.

«Если автомобиль едет, то другие участники движения надеются, что он абсолютно исправен, – сказал «Газете.Ru» первый заместитель председателя комитета Александр Москалец. – Автомобили калечат и убивают десятки людей, поэтому в транспорте должны быть исправны системы электрооборудования, тормозные и рулевые системы и т. д.».

Между тем депутат считает, что процедуру техосмотров нужно отменить и ввести наказание за езду на неисправной машине.

«В будущем я бы техосмотры отменил, за исключением транспортных средств, которые производят массовые перевозки», – рассуждает господин Москалец. Ранее упразднить техосмотр также предлагал департамент транспорта Москвы.

В ГИБДД «Газете.Ru» заявили, что любое увеличение штрафов носит профилактический характер, а сумму штрафа надо поднимать в связи с подорожанием потребительской корзины и инфляцией. «Даже судебные приставы не пытаются взыскивать 100-рублевый штраф, потому что процесс взыскания стоит дороже, – сказал заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Кузин. – Управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр, создает угрозу безопасности окружающих».

Правозащитники, в свою очередь, полагают, что наличие талона техосмотра на безопасность дорожного движения никак не влияет. «Большинство талонов покупаются, – сказал «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Вся система техосмотров строится на взятках».

Не изменит ситуации и передача этой функции коммерческим структурам, уверен эксперт.

Штраф – это не самое важное последствие езды без техосмотра. Поскольку езда на таком автомобиле запрещена, гаишники вправе снять с авто нарушителя государственные регистрационные знаки. На прохождение техосмотра водителю отводятся одни сутки, а управление транспортным средством без номеров после этого срока чревато штрафом в 5 тысяч рублей или лишением прав на 1–3 месяца. Однако далеко не каждый успевает пройти все процедуры за один день (например, если номера сняли в выходной), после чего для доставки авто на техосмотр водитель вынужден обращаться в службу эвакуации. «Суровость наказания должна соответствовать общественной опасности деяния, проще техосмотр совсем отменить», – считает Виктор Травин.

По данным МВД, в 2008 году в России было выявлено 1,2 миллиона нарушителей, управлявших незарегистрированным в установленном порядке автомобилем.

Это те водители, которые не поставили на учет авто в течение 5 суток с момента приобретения или не получили номера по истечении 20 дней после того, как был выдан транзитный регистрационный знак. Дело в том, что транспортный налог начинает начисляться только после официальной регистрации машины, поэтому некоторые автовладельцы зачастую оттягивают момент регистрации, чтобы не платить налог. «Очень много ДТП происходит с неустановленными транспортными средствами. Вследствие того что номера нет и невозможно идентифицировать, люди несут огромный материальный ущерб и не могут предъявить иски, – рассказали «Газете.Ru» в ГИБДД. –

А если преступление совершено на таком авто, то нарушитель уходит от уголовной ответственности».

Эксперты в один голос подчеркнули, что злостных нарушителей ужесточение законодательства не остановит. «Это мертвая норма, которая ничего не даст», – считает лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. «Страдать будут в основном законопослушные граждане», – согласился Виктор Травин.