В Госдуму внесен законопроект, по которому материнский капитал можно будет тратить на покупку российского автомобиля. По мнению авторов проекта, это поднимет рождаемость и продажи отечественного автопрома.

«Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий расширение возможностей использования материнского капитала. Этот проект предоставляет семьям, имеющим детей, право тратить материнский капитал на приобретение автомобиля. С условием: это будет российский автомобиль.

На сегодня материнский капитал составляет 312 тыс. руб. С 1 января 2010 года размер материнского капитала увеличится: как ожидается, его размер превысит 343 тысячи рублей. Таким образом, российским матерям «светят» не только Priora (от 285 тыс. руб.) и Kalina (от 255 тыс. руб.), но и, к примеру, Renault Logan московского производства (от 299 тыс. руб.).

Действующий до сих пор закон предусматривал, что материнский капитал можно тратить на улучшение жилищных условий, образование для детей, а также для формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года.

Однако, по мнению автора проекта тольяттинца Анатолия Иванова, эти меры недостаточно стимулируют рождаемость.

«Направление материнского капитала на получение образования и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи еще мало задумываются, – констатирует автор законопроекта в пояснительной записке. – Особенно это касается пенсий». Единороссы предлагают «усилить стимулирующую роль материнского капитала», позволив приобретать на него машину. Автомобиль, по мнению Иванова, «может быть не только легковым, но и грузовым» – лишь бы он использовался «в первую очередь» на благо детей.

Согласно законопроекту, цена автомобиля не ограничена – лишь бы он был новым. Как рассказал «Газете.Ru» помощник депутата Стефан Бурлис, деньги можно будет потратить даже на оплату кредита за уже приобретенный автомобиль, если он отвечает приведенным требованиям.

Кроме того, уверены авторы инициативы, «принятие законопроекта будет также являться дополнительной мерой поддержки предприятий автопрома, действующих на территории Российской Федерации».

Семей, которые пойдут на подобный шаг, будет мало, уверен аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов: «Я с самого начала скептически оценивал эту идею. Мне кажется, неправильно выбран адресат.

Исследования показывают, что инициатором приобретения автомобиля в семье в большинстве случаев является мужчина, который этих денег как раз и не получит. Может быть, один процент от общего числа получателей материнского капитала потратит материнские деньги на автомобиль.

Но вряд ли сейчас, когда экономическая ситуация в стране еще не полностью выправилась, женщины решат, что им для детей нужнее всего именно такое затратное приобретение, как отечественный автомобиль. Тем более сомнительно, что ради этого приобретения кто-то будет рожать».

По мнению эксперта, инициативы государства по стимулированию спроса на российские авто вообще не оправдывают ожиданий разработчиков: так, несмотря на то что Минпромторг снизил прогноз по количеству автомобилей, которые в этом году удастся реализовать за счет программ льготного кредитования, до 100 тысяч штук, этот план явно не будет реализован. На сегодня льготных кредитов выдано всего 64 тысячи – «идет очень много отказов. Люди переоценили свои возможности, но кризис внес коррективы в их планы», говорит аналитик.