Автомобильная система охлаждения предназначена для поддержания постоянной рабочей температуры его компонентов в пределах от 85 до 105 градусов в зависимости от условий работы. Надёжность, безотказность и экономичность работы вашего двигателя в большой степени зависят именно от нормальной работы системы охлаждения.

Для того, чтобы двигатель работал без перебоев, необходимо постоянное поддержание оптимальной рабочей температуры в системе. Если охлаждающая жидкость в вашем автомобиле перегревается, слишком холодная, её уровень постоянно снижается, либо вы слышите посторонний шум со стороны попмпы (насоса) охлаждения двигателя — то можно однозначно сделать вывод, что настал момент ремонта системы охлаждения.

Перед каждой длительной поездкой, вам необходимо обязательно проверять уровень охлаждающей жидкости. В случае, если уровень жидкости находится ниже минимальной отметки на расширительном бачке (в остывшем состоянии), необходимо долить нужное количество жидкости, примерно до уровня межу максимальной и минимальной отметками. Если вы владелец современного автомобиля, то скорее всего пониженный уровень охлаждающей жидкости так же будет отображаться на приборной панели вашего авто в виде сигнальной лампы.

Когда вы будете заливать охлаждающую жидкость, не забудьте открыть краник контроля уровня жидкости, чтобы потом закрыть его при её переливе. Также помните, что крышку расширительного бачка сначала откручиваем на один оборот, стравливая таким образом давление и только после этого открываем её полностью. Будьте осторожны при выполнении данной процедуры, так как можно обжечься горячим паром из бачка.

Если же вы собрались слить охлаждающую жидкость перед ремонтом, то будет необходимо открыть сливные краны на радиаторе и снять его пробку.

Чтобы проверить состояние вашей системы охлаждения, необходимо для начала убедиться в её тепловом балансе и герметичности. В герметичности системы можно убедиться, проверяя уровень жидкости как на холодном, так и на горячем двигателе, отсутствие визуальных признаков протечки, а также понаблюдав за быстротой убывания охлаждающей жидкости в процессе езды на автомобиле.

Тепловой баланс системы можно вычислить по показаниям датчика температуры: время прогрева двигателя до рабочей температуры, а так же его температура при непосредственной эксплуатации.

Для лучшей регулировки температуры жидкости и оптимального прогрева, в автомобиле установлено устройство, называемое термостатом. Его работоспособность можно протестировать как сняв его с двигателя, так и не снимая. Явным признаком неисправного термостата будет долгий прогрев движка до рабочей температуры, а так же его быстрый перегрев.

Если вы проверяете термостат без снятия с двигателя, то двигатель необходимо запустить и прогреть его до рабочей температуры. После этого необходимо замерить температуру на отходящем патрубке радиатора — если патрубок и радиатор холодные или чуть теплые, это говорит о неисправном термостате и его заклинивании.

Если же вы решили снять термостат, то для его проверки необходимо положить термостат в ёмкость с водой и постепенно нагреть воду до кипения. При исправном термостате, его клапан должен открыться примерно после 85 градусов.

Самыми распространенными причинами неисправностей системы охлаждения являются поврежденные шланги, либо их соединения, подтекающий сальник водяной помпы, испорченные и не герметичные прокладки, так же при недостаточном охлаждении двигателя, стоит проверить ремень вентилятора и сам вентилятор охлаждения, водяную помпу, накипь или загрязнение каналов радиатора.

Проверить резиновые шланги на наличие трещин, можно путём их сжатия и перегиба. Если шланги системы охлаждения слишком твердые и не эластичные — их меняют. Так же стоит проверить надёжность затянутых хомутов и прокладку крышки расширительного бачка.

Когда вы будете проверять радиатор охлаждения, обратите внимание на его равномерный прогрев. В случае, если прогревается только верхняя его часть, а нижняя, вместе со шлангом обратки остается холодной, налицо загрязнение радиатора накипью либо частичками окалины и ржавчины.

Если охлаждающая жидкость утекает, и при этом вы подозреваете течь в радиаторе, его можно проверить, не снимая с автомобиля. Для этого необходимо заполнить радиатор жидкостью, заглушить все патрубки, оставив только один и подать в него давление воздуха примерно в 1кгсм2. Место утечки даст о себе знать тонкой струйкой воды. Так же нередкими причинами выхода из строя радиатора системы охлаждения, являются его механические повреждения — вмятинки, трещины в местах пайки. повреждения охлаждающих элементов и др.

Поврежденные пластины или трубки радиатора исправляют путем пайки. Если устранить неисправность путем пайки всё же не удается, в таком случае поврежденную трубку «глушат» — запаивают её верхний и нижний край. Помните, что на один радиатор разрешается заглушать не более трех трубок. Если повреждения трубок более обширны — необходимо в обязательном порядке заменить радиатор системы охлаждения целиком. Так же в последнее время автомобили стали оснащать вариантами радиаторов с центральной частью из алюминиевых сплавов и бочками из пластмассы. Радиатор такого типа отремонтировать невозможно — его сразу меняют целиком.