Чем дальше шло развитие автомобильной промышленности, тем больше производители задумывались о безопасности, ведь с каждым годом увеличивалось не только количество автомобилей, но также и их максимальная скорость.

Продуктом усовершенствования системы безопасности стали подушки, которые размещаются теперь не только на передних сидениях, но и на задних (зачастую, производители перебарщивают с их количеством) и антиблокировочная система, о которой мы и поговорим в данной статье.

Антиблокировочная система (далее — АБС) — система, предотвращающая блокировку колёс автомобиля при торможении. АБС должна уменьшить тормозной путь и помешать неконтролируемому скольжению. Устанавливать АБС на автомобилях стали в 80-е годы и с тех пор АБС — незаменимый элемент тормозной системы автомобиля. Сегодня АБС является частью очень сложной электронной системы, призванной сделать резкое торможение максимально безопасным и устанавливается не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, мотоциклах и других транспортных средствах.

Сам АБС состоит из трёх основных частей: датчиков скорости колёс, гидравлического блока и электронного блока управления. Работает система приблизительно таким образом: если колесо начинает скользить, то клапаны либо уменьшает подачу тормозной жидкости в цилиндр, либо вовсе прекращает её до тех пор, пока колесо не разблокируется. Водитель может ощутить работу АБС, чувствуя небольшие вибрации на педали тормоза.

При работе АБС замедление движения автомобиля происходит эффективнее, именно потому принято устанавливать такую систему на все современные автомобили. Казалось бы, отличная мера безопасности и любой водитель может чувствовать себя уверенно. Тем не менее, это далеко не так.

Всё дело в том, что многие водители, садясь за руль машины с АБС, получают некую иллюзию полной безопасности и теряют концентрацию. Именно потому по статистике автомобили с АБС гораздо чаще становятся участниками аварий, нежели машины им не оснащённые. Кроме человеческого фактора, есть ещё и момент чисто технический. АБС хороша на скользкой дороге, на таком покрытии тормозной путь действительно снижается. Что же касается сухого и ровного дорожного покрытия, то здесь тормозной путь нисколько не уменьшается, а очень даже наоборот — может увеличиваться.

К тому же, электронные датчики могут не совсем верно реагировать на ситуацию. Как пример — возьмём склон и представим себе подъём, потерю сцепления на полпути, резкое нажатие на тормоз. Так вот, в таком случае датчики воспринимают происходящее как блокировку колеса, и даже нажатая до упора педаль тормоза не поможет удержать машину на склоне. Конечно, так бывает не всегда, но последние исследования доказали, что подобная ситуация абсолютно реальна.

Ещё одна проблема, связанная с АБС — проблема эксплуатации и ремонта. Нельзя сказать, что процедура замены тормозной жидкости проста, однако на машине с АБС она только усложняется. К тому же, элементарная замена колодок требует уже совсем иного подхода.

Ещё одна проблема — датчики. Учитывая то, что они расположены неподалёку от вращающих деталей полуосей или же ступицы, то они подвержены загрязнению. Кроме того, чрезмерный люфт подшипников может вызвать сбои в работе датчиков или вовсе вывести их из строя. На благополучную работу АБС также является напряжение. Если оно ниже 10,5 В, то АБС вполне может отключиться сама, создав тем самым проблемы для автомобиля в целом. Да, без тормозов машина не останется, но учитывая новые компьютерные технологии, то одно без другого нормально работать не будет. Если загорается аварийная лампочка АБС, то следует проверить напряжение в аккумуляторе (как уже было сказано выше) и проверить все контакты. Возможно, что какой-то из них оголён и загрязнился. Если же вы самостоятельно не можете выявить причину неисправности, то следует обратиться на автосервис, ибо самому в сложных электронных схемах копаться не следует (тем более, если вы в этом ничего не понимаете).

Не смотря на все описанные минусы в работе АБС, на современных автомобилях она работает практически без перебоев и выходит из строя крайне редко. Чаще всего это происходит по вине самих водителей, пренебрегающих элементарными правилами безопасности. Тут уж автопром бессилен. В целом, АБС — вещь полезная, если не сказать необходимая. Она и вправду делает езду безопаснее. Но всё-таки 90% зависит от водителя. Как мы с вами убедились в этой статье, панацеей от ДТП АБС ни в коем случае не является и призвана лишь упростить процесс торможения, а не сделать это за вас. Ездите аккуратно и никакой АБС в таком случае вам вообще не понадобится. Удачи на дорогах!