Прозорливость и хитрость работников ГИБДД все давно списывают на то, что они хорошие психологи. Сам я в это не особо верю. Просто водители ведут себя в большинстве случаев одинаково, и инспекторы ДПС эту модель поведения уже зазубрили. Но стоит повести себя немного иначе, как инспекторы, особенно те, которые решили заняться вымогательством, теряются, начинают брать большие паузы и, в конце концов, отпускают.

Однажды во время развода я, глядя в глаза инспектору ГИБДД, сказал: «Денег нет ни копья – пиши протокол». Доверительное выражение лица стража дорог тут же сменилось на глупое, потом на недоумевающее, и далее снова на доверительное: «На, сынок, права: на первый раз прощаю». А «загвоздка» была в моей езде без номерных знаков, с просроченными транзитами (которые в отделе трейд-ин просто поленились выкинуть из машины) – 5 000 рублей штрафа или лишение водительских прав (статья 12.2 часть 2). Хотя мы оба знали, что на только что купленном автомобиле по договору купли-продажи можно ездить без номеров 5 дней (а шел лишь третий день). Он думал, что я дурак, а я и не спорил. Вот и вся глубокая психология: напугать, «нагнать жути», потом показать сопереживающее человеческое лицо, и «бабки» в перчатке.

С российскими автомобилистами подобные случаи происходят все чаще. Как только начали расти штрафы, так и разводов стало в разы больше. Где следствие, а где причина? Опять же рассмотрим ситуацию нестандартно: не «стали вымогать из-за повышения штрафов», а «повысили штрафы из-за (для) более успешного вымогательства». Кажется, что у ГИБДД в Госдуме появился сильный лобби. Очень заинтересованный и очень сильный. При нем оборотни в погонах наглеют до крайности и на 100% уверенны в своей безнаказанности. Этому была посвящена предыдущая статья цикла «Развод ГИБДД» на Finamauto: «Развод ГИБДД: для борьбы нужна идея».

Очередным примером абсурдности обвинений и угроз со стороны некоторых инспекторов ГИБДД послужит одно из писем читателя Finamauto, которого обвинили неизвестно в чем, и который неизвестно зачем (даже для себя) раскошелился на последние 2 000 рублей.

"В Санкт-Петербурге 13 июня (воскресенье) 2010 года около 9:30 утра я был остановлен на КП ДПС Октябрьская набережная (около КАД), для проверки документов. Инспектор ГИБДД (старший лейтенант) не представился и не имел нагрудного знака. Получив мое международное водительское удостоверение, выданное в Германии (Führerschein), он потребовал нотариальный перевод, которого у меня не было. Тогда меня завели в вагончик. И там уже двое офицеров сначала попросили меня дыхнуть в какой-то допотопный прибор, похожий на пистолет 18 века, но алкоголь он не показал, потом потребовали оставить машину на КП и привезти нотариальный перевод моих водительских прав. В противном случае обещали составить протокол и забрать удостоверение, а суд заставит меня заплатить штраф 10 000 рублей. Но тут же предложили и второй вариант - штраф на месте в размере 5 000 рублей. У меня было только 2 000 рублей, и я заплатил «штраф на месте», бросив деньги в ящик стола. Мой сын сказал, что меня развели. Так ли это? Если так, тогда чем офицеры ГИБДД отличаются от «лохотронщиков»"

История не из приятных и абсолютно абсурдна. Что за штраф такой 10 000 рублей? В КоАПе РФ ничего подобного, распространяющегося на частных автомобилистов, нет. Плохо быть иностранцем на дорогах России! Таких баек тебе насочиняют! Во всей Европе люди верят слову полисмена, у нас же это может быть вредно.

Итак, человеку с международными правами, выданными в Германии, российские инспекторы ГИБДД выдвинули обвинение в том, что у него нет нотариального перевода этих самых прав. Вторая придирка – подозрение в пьянстве за рулем. Каким таким прибором брались замеры алкоголя в выдыхаемом воздухе – неизвестно, но, скорее всего, он один из участников устрашения и юридической силы не имеет. Тем более что теперь на вооружение ГИБДД вместе с нормой 0 промилле взяты и новые алкотестеры.

Что касается нотариального перевода международных водительских прав, то это полный бред, тупой развод и требование, позорящее любого работника ГИБДД. Согласно пункту 44 постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»: «В Российской Федерации лица, временно пребывающие на ее территории, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита».

Уверен, что надписи в немецких правах читателя Finamauto были написаны и продублированы буквами латинского алфавита, а уж коли они считаются международными, то они, естественно, соответствуют всем требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. В противном случае там же в постановлении Правительства РФ, действительно, есть абзац: «Иностранные национальные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям указанной Конвенции, должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык». А откуда взялся штраф в 10 000 рублей, если даже за езду без прав положен штраф лишь в 2 500 рублей (статья 12.7 часть 1 КоАП РФ)?

В противодействие этому тупому разводу советую ту модель поведения, которая была описана в начале статьи – «Денег нет, пиши протокол!». Если все-таки у инспектора хватит наглости (или неучтенного бланка) писать протокол, то подписывать его нужно так: «С изложенным выше не согласен. Обстоятельства происшествия были иные: … . Число, подпись». Примерно так.

Стыдно за наших «гаишников»! К нам в Россию боятся ездить на машинах не только частные автолюбители-иностранцы, но даже суровые дальнобойщики. Боятся они не бандитов с большой дороги, а светлых и добрых людей, призванных следить за безопасностью дорожного движения. Странные они, эти иностранцы!

Автор: Александр Хлынов

независимый автожурналист