Лишь очень немногие юные водители и водительницы могут позволить себе купить новую машину. Но и для них есть сравнительно дешевое решение приобретения транспорта, причем легкого в управлении и в уходе. Непредсказуемую и морально устаревшую, как «Броненосец Потемкин», продукцию АвтоВАЗа рассматривать не будем. Также обойдем вниманием малоизвестную продукцию китайских производителей. Главной целью начинающего водителя станет европейский second hand, причем только автомобили с маленькими моторами, чтобы драконовская растаможка «по кубикам» не влетела в копеечку.

Конечно, в возрасте 18 лет, вероятно, все хотели бы ездить на быстрых суперкарах или престижных премиум-тачках, но если зарабатывать самому, то для начала придется выбрать что-нибудь попроще. Тем более, как показывает практика, почти каждый водитель в первый год после получения прав обязательно немножко да разобьет свое средство передвижения. Обидно, если это сразу будет дорогой автомобиль с космическими ценами на ремонт. Таким образом, выбор для начинающих водителей автомобиля подешевле или даже раритета из гаража деда является нормой. Лучше, правда, не начинать с полуразрушенного Москвича - без кондиционера, с плохо работающими тормозами -, а начать с европейской микролитражки - дешевой в эксплуатации.

Для начинающего водителя очень важным аспектом при выборе автомобиля должны стать хорошие характеристики безопасности автомобиля. Новички по статистике попадают в аварии чаще остальных водителей, и поэтому безопасность для первого автомобиля важнее, чем скорость. Наличие в машине ABS и подушек безопасности должны рассматриваться при покупке подержанного автомобиля в первую очередь. Желательно еще наличие электронной системы курсовой устойчивости (ESP), которая помогает исправить многие ошибки вождения, но для дешевой малолитражки это редкость. Надо помнить, что все в этом мире относительно, и никакие средства безопасности не спасут при столкновении с тяжелым джипом или грузовиком.

Покупка подержанного автомобиля с малым мотором часто очень выгодна. Как правило, эти автомобили использовались только в городе для коротких поездок, и поэтому их общий пробег может быть небольшим. Для автопутешествий такие машины не используются, особенно если они оборудованы бензиновым, а не дизельным двигателем. К тому же двигатели с малым объемом потребляют меньше топлива и недороги в эксплуатации.

В Европе довольно просто найти автомобили стоимостью ниже 4000 €. Вместе с растаможкой (30% для автомобилей до 3 лет и 35% для автомобилей до 5 лет) их стоимость в России составит около 200-250 тысяч рублей, что дешевле, чем например Lada Kalina.

Четырехлетний FIAT Panda 1.2, с пробегом до 100 000 км стоит € 3500. Растаможка такого автомобиля обойдется в половину его суммы - € 1740, и все равно в совокупности стоимость покупки этого автомобиля останется невысокой - 210 000 рублей. FIAT Panda уже довольно не новая модель, которая продается с 2003 года, но вплоть до 2009 года эта модель то и дело входила в 10-ку самых продаваемых в Европе машин. Итальянцы, например, ценят её за вместительность, наличие четырех полноценных дверей, простоту конструкции и дешевизну обслуживания при достойном уровне качества. Можно найти и более свежие экземпляры Panda с моторчиком 1,1 литра - эти машины будут еще дешевле.

Пятилетняя Nissan Micra 1,2 с пробегом по европейским дорогам около 90 000 км будет стоить € 3990 и еще дополнительно € 1740 придется оставить на таможне. Вне зависимости от личных вкусов, Nissan Micra или праворульная Nissan March считаются очень надежными автомобилями. Nissan March очень хорошо известен на Дальнем Востоке и в краснодарском крае. Паромы везут эти машинки в Новороссийск, и они заполонили черноморское побережье. Micra и March предлагают достаточно много места для передних пассажиров, необходимый комфорт и оригинальный дизайн. На вторичном европейском рынке широко представлены Micra c 1,2-литровым четырехцилиндровым мотором - к сожалению, как правило, без системы ESP.

Шестилетняя Opel Corsa с экономичным движком 1,0 и пробегом 60 000 км будет стоить в Европе € 3600. На такой машине может быть установлена и система ESP, которая предлагается Opel в качестве опции с 2003 года. Правда, российская таможня отберет у вас за покупку этого автомобиля € 2500, которые потом вполне могут пойти на помощь ВАЗу. Общая стоимость такого авто для российского покупателя выльется в 245 000 рублей. Лучше найти Opel на год помоложе и тогда его растаможка выйдет в два раза дешевле. Моторчик у этого Opel, правда, грубоват: трехцилиндровый бензиновый двигатель передает в салон шум и вибрации. Зато даже в городском цикле Corsa 1,0 потребляет около 6 л на 100 км. Еще у Opel Corsa есть отличный дизель объемом 1,3 литра.

Пятилетний Peugeot 107 с пробегом 73 000 км будет стоить € 3850. Выбор двигателя не станет проблемой, потому что он у 107 только один - это живой и голосистый на высоких оборотах трехцилиндровый бензиновый двигатель, который обеспечивает низкое потребление топлива. Качество автомобиля, производимого в Чешской Республике, считается очень хорошим. На одном конвейере здесь также производят Citroen C1 и Toyota Aygo. Таможня попросит Вас заплатить 35% стоимости этого автомобиля, что составит € 1350. Общая цена покупки в рублях составит 208 000.

Пятилетний Ford Ka с мотором 1,3 литра и пробегом 46 000 км будет стоить € 3990. Растаможка мотора 1300 см3 обойдется еще в € 1885. То есть после пересечения российской границы цена за автомобиль составит 235 000 рублей. Правда, по европейским рейтингам у Ford Ka есть проблемы с качеством, и в отчетах по надежности он показывает результаты хуже моделей-конкурентов.

Шестилетний Smart Fortwo также переступает порог возраста в пять лет, после которого российские таможенные ставки резко возрастают. В Европе шестилетний Smart с пробегом 72 000 км будет стоить € 3350, а таможня возьмет еще € 1500 за крохотный 600-кубовый моторчик Smart'a. Однако для большого города этот автомобиль очень подходит. Он не отстает от потока в светофорных пробежках, обеспечивает вполне достаточный комфорт водителю в пробках, и главное - паркуется в любую прореху на парковке. Но круг его функциональных возможностей этим и ограничивается: двухместный салон и неуверенное поведение на автострадах не дают использовать автомобиль в качестве семейного. Однако как первый автомобиль для представителя городской современной молодежи Smart очень хорош. За Smart водится несколько болезней, самая неприятная из которых - «умирание» турбины. Также ругают машинку за плохой свет и потерю масла. Маленький трехцилиндровый двигатель на высоких оборотах выдает 61 л.с. И, что важно, начиная с 2003 года, Smart оборудуется системой ESP в качестве стандартной опции.

Кирилл Орлов www.autonews.ru