Что после сорока? Эпоха Возрождения! Оценки, оценки...
Мне недавно школа вспомнилась. В связи с чем? Не знаю, как у кого, а у меня школа ассоциируется с тотальным контролем, с оценками. Тебя всё время оценивают, сравнивают, критикуют и контролируют. Вот так во мне осталась школьная пора. Поэтому после восьмого класса я вытребовала у родителей разрешение продолжать учёбу в техникуме.
Что меня напрягало - оценки? Не знаю, вроде бы, я неплохо училась. Всё равно, иногда оценки принимались как несправедливость. И не всегда учителя были тактичны. И всё время кто-то оказывался «лучше». Было обидно.
Прошло время, что изменилось?
Изменилось то, что оценки теперь выставляю себе сама. Постоянно. И часто они гораздо суровее, чем когда-то ставили учителя.
Мне кажется, это тема для размышлений. Давайте поговорим.
*****
Как мы вообще выставляем себе оценки? Каким образом можно что-то оценить?
Сравнить! Сравнить имеющееся с эталоном.
Вот! Вот! Мы и эталоны! Действительно, о чём разговор не заведи, мы знаем, как должно быть, как правильно, и как хорошо.
Откуда в нас эти знания?
Как, откуда? Вот, Марьиванна с пятого этажа… Вон, Сидоровы в своём коттедже… Сергей Петрович вчера на совещании… В телевизоре в воскресение показывали…
Рядом с нами полно эталонов, образчиков мудрости, успешности, благополучия. И мы готовы себя с ними сравнивать. Это ещё не всё. Мы себя сравниваем чаще с самыми «эталонистыми образцами». И как-то всё недотягиваем до них, к сожалению, не дотягиваем. Но, сожаление-то присутствует. И оценка себе получается - «посредственно».
Есть ещё одна возможность себя оценить. Нарисовать себе самых радужных планов, задать себе запредельных целей, дать волю фантазиям и ожиданиям и ждать результатов. «Должно же когда-нибудь повезти»?
Беда в том, что строить воздушные замки легче реальных. И прописывать обязанности другим проще, чем выполнять свои обязательства. Пришло время, а всё не так, как хотелось. И такое разочарование наступает, что даже просвета в этой темени не видно. Какую оценку ставить?
«Неуд», однозначно!
Как же правильные оценки ставить? Чтобы не так негативно действительность видеть?
Конечно, лучше вообще не оценивать. Я есть, я живу, значит, всё прекрасно!Но, так жить умеют очень немногие. Я не умею. Хорошо бы научиться ставить себе всегда высокие отметки. Это тоже мне даётся с трудом.
И всё-таки, решение этой задачи есть:
Оценивать надо реальные шаги и реальные результаты.
Любые разочарования гасятся результатами собственных достижений. Вопрос в том, замечаем ли мы их и умеем ли им радоваться? Вы скажете – как можно не видеть своих достижений? Очень просто.
Ответьте на следующие вопросы:
Что хорошего произошло с вами за прошедший день (неделю, месяц, год)?
Что с вами произошло впервые за тот же период?
Что нового появилось в вашей жизни за тоже время?
Не торопитесь, дайте себе время на составление этих списков. Подумайте несколько дней, вспоминайте и записывайте. Я думаю, вы обязательно удивитесь – сколько же в вашей жизни происходит незаметно, нефиксированно. Поэтому, когда ставите перед собой новую цель, заводите дневник. Или, хотя бы подводите итоги время от времени. Собирайте свои достижения, отмечайте всё, что вам доставило радость и ощущение удовлетворённости. Это очень важный ресурс вашей мотивации и наполненности энергией.
Сравнивайте себя не только с «отличниками», но и с «неуспевающими», по мнению окружающих.
Да, если постоянно оценивать себя, сравнивая с теми, кто намного успешнее, богаче, здоровее, стройнее и т.д., всё время оказываешься в неудачниках. Ещё неизвестно, как тем «удачникам» на самом деле живётся – это раз. И, возможно, в некоторых аспектах жизни вы достигли гораздо больших высот. Это два. Просто люди не всегда показывают свои слабые стороны.
Обернитесь вокруг, наверняка для кого-то вы тоже эталон успешности. Вы переживаете, что не можете поехать на Бали этим летом, а вам завидуют, что вы купили новый холодильник, а ваш ребёнок поступил в институт. В жизни всё так относительно. «Кому жемчуг мелок, кому щи пусты». У каждого свои проблемы!
Если вы страдаете по поводу того, что чего-то нет в вашей жизни, представьте, что оно уже появилось. Представьте, проживите, посмакуйте своё достижение. И спросите себя: стоит ли это ваших ежедневных терзаний? Так ли уж важно его добиться? Может, достаточно об этом мечтать?
Если вы всё-таки ругаете себя за какую-то оплошность, ошибку или неудачу, напомните себе – ваше чувство вины никак положение дел не исправляет. Значит, нужно принять имеющиеся обстоятельства, как данность, как условия задачи. И попробовать эту задачу перерешать. То есть, поискать причины и другие варианты решения. Всё, что с вами происходит, очень быстро превращается в полученный опыт или воспоминания.
Так ли важно быть в жизни «отличником»? В прошлое ушло детство, школа. Мы давно сами себе учителя. Не ставьте себе плохих оценок, будьте к себе добрее и снисходительнее.
Вы – личность. Вы уникальны и неповторимы. Вас любят не за оценки, а за то, что вы есть.
Вы есть, и это самое лучшее, что с вами могло произойти. Признайте это! Жизнь продолжается! Успехов и радости вам!