Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Программа "Однако" от ОРТ на 05.12.2001 00:01:06


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Вторник, 04.12.2001

Программа ОДНАКО ПРОГРАММА "ОДНАКО"
Ведущий: Михаил Леонтьев

Эфир: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница после программы "Время"

Производство: ДИП ОРТ

Координаты: Москва, Королева 19, ДИП ОРТ, программа "Однако",
odnako@ortv.ru

Однако, здравствуйте!

Во всякой мерзости, даже широкомасштабной, есть своя полезная сторона. Как, например, бен Ладен способствовал резкому потеплению российско-американских отношений. Социальный феномен программы "За стеклом" побудил даже такого дикого человека, как Ваш покорный слуга, обратиться к вопросам культуры.

Сами по себе процессы, проходившие в стеклянном зверинце, малоинтересны. Интересен факт безусловный колоссальной популярности этого всего. Причем, казалось бы, среди самой продвинутой части общества - интернет-аудитории. Также, как и мотивы, которыми руководствовались организаторы.

Победителем, если кто упустил это событие, был объявлен некто Ден, выделявшийся даже среди прочих обитателей зверинца наименьшей способностью к вербальному общению.

"Время новостей" пишет: "Сайт, созданный поклонниками просветленной глупости, носит название "Дэн-буддизм". Все это, пишет газета, должно бы настроить моралистов и запретителей на снисходительный лад. "За стеклом" - развлечение легкомысленное и довольно невинное. В чем-то сродни просмотру кассеты с отснятой на видео домашней вечеринкой. Немного смешно, немного стыдно и всегда познавательно".

По форме и стилю продукт "За стеклом" - малобюджетная любительская порнуха, где наиболее натужно и нелепо выглядят паузы между моментами, когда эти самые персонажи занимаются своими прямыми обязанностями. Не трудно догадаться, что именно для этих целей их и подбирали. B cущества эти нисколько не виноваты в том, что они не способны заполнить тягостные промежутки между совокуплением. Это, собственно, единственная проблема художественная. То есть, творческая. А в остальном - никаких проблем.

- Полюбуйтесь на вашего Полиграф Полиграфыча! Я хоть замужем была, а Зина - невинная девушка.

- Да брось ты, Филиппыч, дело молодое...

Что касается бешенной популярности этого телепродукта. В любом человеке самом культурном и нравственном всегда живет нечто скотское, дьявольское. Из этого исходят все мировые религии. Апелляция к скотскому в человеке безошибочна.

Кстати, совершенно естественный протест Московской патриархии против этой программы, как бы ни пытались его изобразить банальным ханжеством, церковь обязана была заявить позицию. Это просто ее прямой долг. Чем еще должна заниматься церковь, как не борьбой с сатанинским началом в человеке: "не введи нас в искушение, избавь нас от лукавого".

Другой вопрос - зачем это делать? Вопрос, ясное дело, не к хорькам подопытным, а к организаторам и вдохновителям идей, претендующим на то, чтобы стать самым громким телепроектом года. Вот за невинными мотивами - рейтинг поднять, на рекламе заработать, - некоторые склонны видеть далеко идущие преступные замыслы.

"Пора признать, что за деятельностью канала ТВ-6 и многих других СМИ, оперирующих абстрактными понятиями типа "свободы слова и личного взгляда", на самом деле стоят абсолютно не эти понятия, а четко спланированная антигосударственная деятельность, приносящая хорошие деньги", - говорится в "Открытом письме "молодежной организации "Идущие вместе", опубликованном на ее интернетовском сайте.

Теперь можно быть спокойным: не вся молодежь у нас потеряна для общественного служения. Не все потеряли свойственную нашим первым комсомольцам пролетарскую бдительность.

Если серьезно. Юрий Лотман, наш выдающийся культуролог писал, что культура начинается с запретов. Есть некоторые сомнения, что Лотман имел ввиду цензуру. Даже культурную. У старательных молодых людей таких сомнений конечно нет.

"Идущие вместе" предлагают "создать общественный совет, в который бы вошли "выдающиеся деятели науки, культуры, образования". Эти люди наделяются правом вето на показ безнравственной программы, время показа, аудиторию показа, публикацию бессмысленной книги и ее тираж, способ и место распространения порнографического журнала.

При всей общественной полезности и благородстве этого начинания не думаю, что найдется много представителей культуры, особенно выдающихся, которых бы не стошнило от предложения взять на себя функцию нравственного цензора.

Не в том дело. Ерунда все это про цензуру. Что здесь на самом деле интересно? Наибольший рейтинг у программы с огромным отрывом именно в Москве продвинутой. Про интернет мы уже говорили. В провинции намного, в разы меньше. Провинция - она более закомплексована. Вот, оказывается, что эти вот провинциальные комплексы и есть признаки человекообразности.

Это те самые запреты, внутренние табУ, действующие самостоятельно вне зависимости от Комитета по нравственной цензуре. Не даром говорится: лицемерие - последнее прибежище добродетели. И когда люди стесняются признаться, что они смотрели эту пакость - это тоже признак остаточной человекообразности.

Вот многочисленные представители художественного авангарда любят эпатировать культурную общественность, святотатствовать в храме искусства, публично разрушать табу.

Главное для нынешних перформансистов, пишет "Коммерсант - власть" - провокация публичного скандала. Даже самые дремучие в вопросах искусства люди знают, что Олег Кулик изображал из себя пса, голым скакал по улицам, агитировал за супружескую любовь втроем- он, жена и собака. Александр Бренер прыгал на Лобном месте, вызывая Бориса Ельцина на боксерский поединок, какал перед картиной Ван Гога , рисовал баллончиком с краской знак доллара на полотне Малевича в Амстердаме и бросался кетчупом в белорусское посольство.

- Этого пидора в Химках видал - деревянными членами торгует.

Так вот, для этих деятелей, бренеров и куликов, эти культурные запреты являются очевидной данностью. Они для них может быть более существенны и материальны, чем для нормальных "культурных" художников. Потому что иначе не было бы ни скандала, ни смысла. Их дурацкие перформансы, как и пресловутый галстук Маяковского, существуют только в контексте культуры и в столкновении с ней. И поэтому хотя бы могут претендовать на роль неких все-таки явлений культуры.

Для обитателей зверинца этих табУ просто не существует. Они про них просто ничего не знают. Они не просто тупы. Они существуют вне культуры. У них нет такой проблемы - снятие табУ. Какое там, блин, табУ? Они свободны, спокойны и совершенно естественны. И очень похоже, что этой проблемы не существует и у авторов и организаторов проекта. И в этом разница с самыми омерзительными и вонючими перформансами. Там - вызов, провокация. А здесь - а что такого-то? Молодежи нравится, рейтинг высокий... Про рейтинг они понимают. А про запреты лотмановские - не понимают. В этом смысле они полные родственники застекольных хорьков. То есть, в культурном смысле обыкновенные животные. Это и есть самое интересное.

Однако, до свидания.

Официальный сайт ОРТ

(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации и линк на главную страницу официального сайта ОРТ (http://www.ortv.ru)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное