Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Программа "Однако" от ОРТ на 24.10.2001 00:01:09


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Вторник, 23.10.2001

Программа ОДНАКО ПРОГРАММА "ОДНАКО"
Ведущий: Михаил Леонтьев

Эфир: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница после программы "Время"

Производство: ДИП ОРТ

Координаты: Москва, Королева 19, ДИП ОРТ, программа "Однако",
odnako@ortv.ru

Однако, здравствуйте!

Наш премьер Михаил Касьянов посетит Калининград. И там, в Калининграде, - это ключевой пункт программы - судостроительный завод "Янтарь". До последнего времени главная ремонтная база Балтфлота. Даже, точнее, всего ВМФ.

Смысл визита, насколько мы понимаем, - два вопроса: судьба Калининградской области вообще (в свете расширения Евросоюза) и судьба флота. Как раз на "Янтаре" оба эти вопроса переплелись. И премьеру там будет, что порешать. Вот, например, пять лет назад именно на "Янтаре" было начато строительство новой серии кораблей, которые вроде как должны стать основой будущего российского флота надводного, если таковой России еще зачем-то нужен.

Сторожевой многоцелевой корабль "Гром" был заложен на стапелях завода "Янтарь" в 96 году. Однако достройка его тормозилась до последнего времени из-за недостатка средств. Тем не менее был выполнен значительный объем опытно-конструкторских работ по основным образцам оружия и техники на сумму около 150 миллионов долларов. Именно поэтому корабль рассматривается как базовая платформа отечественного надводного кораблестроения. Сейчас активно лоббируется идея прекратить работы по "Грому" на "Янтаре" и начать разработку принципиально новой платформы на другой производственной базе.

Специалисты утверждают, что все эти НИОКРы по оружию нельзя перенести на другую базу. То есть, все придется начинать по новой. Всем известно, что Россия богатая страна. Да и торопиться нам некуда... Мотивировка такая: якобы строящийся корабль является промежуточным между корветом и фрегатом. И отнести его к "кораблю дальней морской зоны" невозможно.

Удивительное дело все-таки: вдруг зачем-то кому-то неожиданно понадобились корабли дальней морской зоны. Дальняя-то она дальняя, а базироваться они где будут? Ведь только что, когда Камрань отдавали, говорили, что все равно туда некому плавать.

В свое время, пишет "Независимая газета", советский Военно-морской флот претерпевал невообразимые мучения во всех морях и океанах, но единственной базой ВМФ СССР, к примеру, в Индийском океане была оборудованная якорная стоянка. Здесь, на мелководье, на волнах покачивались несколько "бочек", к которым кораблю можно было бы пришвартоваться и дать экипажу хотя бы небольшой отдых. Эти "бочки" ныне, кстати, тоже утрачены.

Плывет бочка.

- Не губи ты нашу душу! Выброси ты нас на сушу!

Бочка шмякается о берег.

На самом деле, про дальнюю морскую зону - это демагогия. Причем для специалистов совершенно очевидная. Интересно, что инициатива, возникшая в недрах ВМФ вызвала некоторую оторопь в Министерстве обороны, особенно среди тех, кто ведает вооружениями. Надо думать, товарищам известны другие мотивы, гораздо более естественные. Потому как дело не в пересмотре проекта. Дело в том, чтобы перенести производство с "Янтаря" в другое место. По сути, вообще убрать военные заказы с самого профильного судостроительного завода России.

На самом деле "Янтарь", расположенный в анклаве на Балтике, попал в окружение не столько со стороны расширяющегося НАТО, сколько со стороны разбухающих отечественных лоббистов.

В 96 году на производственных площадях судостроительного завода "Янтарь" было организовано сборочное (отверточное) производство корейских автомобилей КИА. В акционерное общество "КИА Балтика", организованное бывшим вице-премьером Союза Владимиром Щербаковым, завод вошел своими производственными площадями - 12 процентов уставного капитала. За все время отверточной деятельности завод не получил от "КИА Балтика" ничего, а его доля упала ниже трех процентов. Сегодня "КИА Балтика" требует от завода внесение в уставной капитал новых площадей для организации масштабной отверточной сборки автомобилей БМВ.

Отверточная сборка, а, точнее говоря, дешевая растаможка БМВ - это более, чем достаточное основание для свертывания военного судостроения на "Янтаре". Убойный аргумент - зачем, мол, строить корабли на заводе, разделенном государственной границей с поставщиками, когда есть много других? То есть, флот стоять в Калининграде может, поскольку ему больше негде стоять, а строить корабли и даже ремонтировать нельзя? Может вообще затопим флот в рамках договора с Германией, как большевики? На самом деле это не смешно. Потому что де-факто именно это и делается.

У России есть, точнее до последнего времени было 5 больших противолодочных крейсеров - БПК, которые, соответственно, являются флагманами основных группировок флота. Так вот, два из них стоят на ремонте не на "Янтаре", который их строил и всегда этим занимался, а на "Северной верфи" в Петербурге. Поскольку "Северная верфь" с блеском выиграла тендер, предложив командованию флота невообразимо лучшие условия контракта.

Ремонтные работы на большом противолодочном крейсере "Адмирал Левченко" "Северная верфь" должна была завершить в июне нынешнего года. Сегодня заявляется, что согласованная стоимость работ по контракту является ориентировочной, и, по согласованию с заказчиком, неоднократно увеличивалась. Поэтому при нынешнем объеме финансирования предприятие будет вынуждено принять решение о приостановке ремонтных работ и переносе срока сдачи. По БПК "Адмирал Кулаков", переданному на "Северную верфь" из Кронштадта также заявляется, что предприятие не может уложиться в установленный контрактом лимит, и если ему не заплатят срочно, вынуждено будет приостановить ремонт.

То есть, неожиданно обнаружилось, что замечательные условия контракта не соответствуют фактическим затратам. А затраты растут и растут. А то никто раньше не видел этого фокуса.

Так вот, вы будете смеяться, а заказ на тот самый многоцелевой сторожевик новый как раз и предполагается передать на "Северную верфь". На самом деле, сами понимаете, есть объективные предпосылки. Кто ж у нас такой смелый, чтобы тягаться с Питером?

Если серьезно.

Хозяева "Северной верфи" устраивают мощнейший пиар, зазывая премьера на спуск на воду какого-нибудь сухогруза, которых на "Янтаре" построено штук 15. Питерцев в принципе можно понять - они за свою верфь радеют. Поскольку заказов новых нет, а по выполненному китайскому заказу должны остались 70 миллионов долларов. А отдавать неоткуда. Вот, между прочим, солидное основание получить заказ!

И все бы хорошо, если бы за этой пиар-технологией не стояла масштабная программа по утилизации российского флота. "Северная верфь" имеет уже в активе капремонт эсминцев. По той же вышеописанной схеме. Можно посмотреть, какова его конечная стадия. Вот резюме из обращения незадачливых судостроителей к незадачливому руководству российского Военно-морского флота.

Ремонтные работы на эсминце "Безупречный" прекращены в 95 году, - заявляет руководство "Северной Верфи". Однако для обеспечения живучести корабля предприятие расходует средства. "В связи с тем, что затраты по содержанию корабля у стенки возрастают и ВМФ необходимо принять решение о дальнейшей судьбе корабля".

В переводе на русский язык это означает, что корабль пришел на завод на ремонт. А через несколько лет описанной уже тягомотины с выбиванием дополнительных средств ставится вопрос "о его дальнейшей судьбе". То бишь пришли на ремонт, а пойдут на металлолом. Так вот, когда таким Макаром на металлолом пойдут большие противолодочные крейсера, вопрос о судах океанской зоны отпадет сам собой. Так что известные лоббисты проявили на самом деле глубокую прозорливость: зачем зря тратить деньги, если все равно флоту подыхать? Лучше распилить с друзьями.

А в Калининграде можно поставить на конвейер растаможку иномарок. Свободная зона в Ингушетии заплачет от зависти. И, опять же, миролюбивая политика восторжествует. Вот какие сложные вопросы предстоит решать нашему премьеру Касьянову в Калининграде. Удачи!

Однако, до свидания.

Официальный сайт ОРТ

(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации и линк на главную страницу официального сайта ОРТ (http://www.ortv.ru)



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное