При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости экспертно-аналитических СМИ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Понедельник, 21.05.2001 |
ПРОГРАММА "ОДНАКО"
|
В числе приоритетных законов, которые предстоит срочно принять Госдуме, многострадальный закон о борьбе с отмыванием преступных доходов. Вопрос, известный своей скандальностью. Вспомните недавнюю международную истерию именно по нашему поводу. В результате ФАТФ - есть такой международный орган, - включил Россию в "черный список". На повестке дня стоит вопрос о санкциях против России, весьма болезненных для российского бизнеса. Нам ставят в вину отсутствие продвижения в сфере законодательства. При том, что Россия подписала соответствующие международные конвенции. А закона нет. Точнее, закон был принят. Но тогда вето на него наложил Ельцин еще. Главным препятствием, в который упирались дальнейшие попытки провести этот закон, это, естественно, вопрос о том, кому будет подчиняться предусмотренный там уполномоченный орган. Помните фантазии господина Салтаганова, бывшего главы налоговой полиции, о могучей финансовой разведке? Нынешний вариант разрабатывал и представлял Минфин. При том имелся старый закон, МВДэшный, различные варианты, существенно отличающиеся друг от друга. Что их всех объединяет? Все эти юридические конструкции выстроены ни на чем. Непонятно, что вообще подразумевается под отмыванием. А это самый главный, существенный момент. АЛЕКСАНДР ШОХИН: "Надо сказать, что в большинстве стран и в международных документах речь идет действительно о тяжких уголовных преступлениях, связанных с теми деяниями, которые я упомянул - наркобизнес, торговля оружием незаконная, проституция и так далее. И нам, видимо нет нужды быть святее папы римского и давать расширительное толкование предмета регулирования этого закона. О чем идет речь? Зачем мы принимаем именно этот закон? Для каких целей? Есть угроза санкций, есть международные конвенции, которые мы подписали, есть известная громкая кампания по обвинению России, всего российского бизнеса и государства в криминале и отмывании. И есть известные действия, откровенно дискриминационные, которые из этого вытекают. Когда американцы поднимают вой по поводу отмывания грязных российских денег - 7 миллиардов, 10 миллиардов, помните? - они прекрасно понимают, что у них подразумевается под этим термином и понимают, о чем идет речь, что это - совсем другая проблема: уход от налогов, утечка капитала... Но их устраивает эта путаница, потому что она технологична и с точки зрения пропаганды, и с точки зрения возможности давить конкурентов. Вот совершенно на первый взгляд непонятно, почему эта путаница устраивает кого-то здесь у нас. Разработчик правительственного проекта Минфин тихой сапой, незаметно, но последовательно загоняет под термин "отмывание" налоги, утечку капиталов, все якобы подозрительные с точки зрения Минфина проводки. Практически под сферу деятельности закона подпадают все расчеты в экономике, кроме мелких розничных. Вот на предварительных слушаниях в Думе такой состоялся весьма примечательный диалог с Сергеем Игнатьевым, замминистра финансов, который представлял проект. ЖУКОВ: "Вот я хочу, чтобы вы ответили однозначно - да или нет. Собираетесь ли вы этим законом противодействовать отмыванию доходов, полученных в результате нарушений налогового законодательства. В прошлый раз на заседании правительства вы сказали нет. Вы сказали, что вы собираетесь этим законом противодействовать доходам, полученным в результате преступлений, связанных с наркотиками, торговлей оружием и т.д. Сегодня вы говорите наоборот. Я хотел бы все-таки понять". ИГНАТЬЕВ: "Секундочку. Я, может быть, не помню какой вопрос вы в прошлый раз задавали, значит основная цель этого закона - действительно борьба с наиболее тяжкими преступлениями. Это наркотики, бандитизм, организованная преступность, торговля оружием и так далее. Вот, но поскольку он, этот закон сформулирован таким образом, таким образом сформулирован, что под его сферу действия подпадают и другие доходы, полученные преступным путем". ЖУКОВ: "Понятно. Но преступления...". ИГНАТЬЕВ: "Хотя цель изначальная, изначальная цель, наверное другая. Была". Именно была! Другая была цель, но Остапа куда-то отнесло. Почему интеллигентный, либеральный, добросовестный Сергей Игнатьев совершенно откровенно плывет? Потому что ему поручено обслуживать совершенно конкретный ведомственный интерес. Если налоговые преступления, вывоз капитала не подпадают под действие закона, то он вообще не имеет фискального смысла. И Минфину тут вообще делать нечего. Не понятно вообще, причем здесь Минфин? Но тогда автоматически это касается и пресловутого уполномоченного органа. А так хочется получить собственную силовую структуру. Костоломы Кудрина - представляете? А, собственно, орган уже есть такой - Межведомственный центр при МВД. МИХАЙЛЕНКО: "Необходимо четко понимать конструкцию этого закона, идеологию, почву идеологии этого закона. В связи с этим следует отметить, что налоговые преступления не могут рассматриваться как основные преступления, средства от совершения которых могут быть легализованы". Исходя, как подчеркнул Михайленко, из содержания двух конкретных статей уголовных по уклонению от уплаты налогов, а также учитывая, что налоги платятся с прибыли от легальной деятельности, - вот удивительно, что милицейский генерал оказывается гораздо либеральнее нашего реформаторского Минфина. Что ж тут говорить о наших борцах за торжество коммунизма, которые готовы под любой карательный закон подвести все, что попало. Еще раз: зачем нужен этот закон? Для международного сотрудничества в борьбе с отмыванием. То есть, мы, как любая нормальная страна, ни в коем случае не должны отказываться от сотрудничества в борьбе с оргпреступностью. И, естественно, с отмыванием мафиозных доходов. Что касается налоговых вещей, движения капитала, валютного контроля - это не их собачье дело. Это проблема. Но мы ее должны решать сами и отдельно. Как и предусмотрено всеми международными конвенциями и практикой всех наших западных партнеров. То есть, глупо отказываться от помощи в борьбе с бандитами. Однако зачем обращаться к нашим конкурентам для помощи в борьбе с русским бизнесом и Россией, как государством. Слушания В рекомендациях по итогам парламентских слушаний говорится: "Отмывание грязных доходов" организованной преступностью и коррумпированными чиновниками принципиально отличается от операций с денежными средствами при нарушениях налогового, валютного и таможенного законодательства. Соответственно разными должны быть и методы борьбы с этими явлениями". АЛЕКСАНДР ШОХИН: "С начала июля закон примем, мы можем уже гордо смотреть на окружающих и бороться с ними по технологиям ФАТФ. Понятно, что если против какого-то банка, будь то США или Европа, ведутся не только следственные, но и судебные действия, то нужно действительно воздержаться от того, чтобы вести операции и вести счета в этих организациях". То есть, на крик, что в каком-то банке западном отмываются русские деньги - к примеру "Бэнк оф Нью-Йорк", - ЦБ и Минфин рекомендуют заморозить все операции с этим банком. "О, - говорим, - как интересно! Денежки давайте назад. В наш бюджет". Соответствующая процедура, кстати, предусматривается всеми аналогичными западными законами. И, кстати, когда выясняется, что речь идет о конкретно мафиозных деньгах, сразу же весь этот ажиотаж многомиллиардный, он тут же спадает. Потому что, как говорят специалисты, непосредственно к криминалу относятся менее одного процента так называемой теневой утечки капитала. То есть, этот закон - это инструмент защиты наших национальных интересов. Как против бандитов, так и против некорректных методов конкуренции и просто политических наездов на Россию. Все остальное важно, но это предмет для совершенно другого законодательства. И совершенно другими методами делается. Это, извините, вопрос экономической политики. Кстати, в связи с этим самым отмыванием такое мнение прозвучало, что нужно распространить действие западных арбитражных судов на Россию. И тогда все увидят, какие мы чистые и лояльные. Это интересная мысль, особенно в условиях, когда западная судебная система тотально плюет на решения нашего арбитража, пытаясь, тем не менее, арестовывать и списывать деньги со счетов российских компаний. Мы уже рассказывали об истории, когда мощный французский банк, достаточно грязно нажившийся на наших ГКО, форвардах, - по сути это имело прямое отношение к криминалу, - затем пытался выставить российский банк на огромные суммы якобы убытков. НРБ На днях высший арбитражный суд РФ признал требования французского банка Креди Агриколь Индосуэц к Национальному резервному банку незаконными, форвардную сделку незаключенной и оценил убытки НРБ от действий Креди Агриколь Индосуэц в 75 миллионов долларов, разрешив НРБ списать эти средства с зарубежных счетов французского банка. В прошлом году были арестованы зарубежные активы НРБ на сумму 500 миллионов долларов и неоднократно предпринимались попытки списать средства со счетов НРБ в счет "форвардных контрактов" заключенных с Креди Агриколь Индосуэц накануне кризиса. Почему бы, кстати, не посотрудничать? Там, кстати, есть все признаки, подпадающие под международное понятие "отмывания". Чтобы решение нашего Арбитражного суда симметрично рассматривалось в Париже и Нью-Йорке. То есть суть дела в том, что мы должны убрать все формально законные поводы для применения против нас дискриминационных санкций. И вот тогда в случае незаконного применения таких санкций мы имеем полное право против таких стран применять симметричные меры. К примеру, хотя бы приостанавливать платежи по долгам этой стране. Однако время. До свидания. |
(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ
Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ
Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации
и линк на главную страницу официального сайта ОРТ
(http://www.ortv.ru)
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||