Метрополитен Нью-Йорка самый большой в мире по числу линий и станций. При этом, если утром вы доехали из пункта А в пункт Б за час с двумя пересадками, вечером тот же маршрут можно проехать за полчаса по прямой. Мы расскажем, как в этом разобраться.
Фото: Википедия
В принципе, система нью-йоркского метрополитена, несмотря на звание самой сложной в мире, оставляет шансы даже неподготовленному туристу. Ведь как-то жители города попадают в нужные точки пространства. Просто нужно смириться с тем, что система из 468 станций, расположенных на 26 линиях без кольцевой и обслуживающихся 24 маршрутами, по определению не может быть простой для понимания.
Достаточно взглянуть на карту (только не делайте этого с бумажными картами в людном месте – это равносильно написанной на лбу фразе «Привет, я здесь новенький», которую так любят воры и мошенники).
Фото: Википедия
Три основных момента, которые делают нью-йоркское метро таким странным, – это круглосуточная работа, различие по времени для маршрутов и экспрессы. Первое, на чём стоит заострить внимание, – это различие по времени. Всё дело в том, что в жизни метрополитена существует пять разных периодов: это час пик (6:30 – 9:30 и 15:30 – 20:00 с понедельника по пятницу), день (9:30
– 15:30 с понедельника по пятницу), вечер (20:00 – 00:00 с понедельника по пятницу), ночь (00:00 – 6:30 каждые сутки) и выходные дни (6:30 – 00:00 в субботу и воскресенье, а так же по праздникам). В зависимости от того, сколько сейчас времени и какой день недели, один и тот же поезд метро может двигаться по совершенно разным маршрутам.
Фото: Википедия
Второй пункт – экспресс-маршруты. Наверное, именно этот момент вносит наибольший хаос и сумятицу во всю систему. Секрет кроется в том, что далеко не каждый маршрут останавливается на каждой станции. Некоторые экспрессы в своих остановках настолько избирательны, что за 20 минут можно проехать 30 станций. Они созданы для того, чтобы в час пик разгружать самые «горячие» точки.
За счёт этого и достигается хаос – регулярные маршруты в определённое время могут переходить в экспресс-маршруты и обратно, в зависимости от расписания. А расписание постоянно изменяется.
Фото: Википедия
Третий момент – круглосуточная работа. С одной стороны, это очень удобно, так как ночного транспорта зачастую очень не хватает в нашей жизни. С другой, метро закрывают не просто так, работникам метрополитена нужно время, чтобы привести в порядок линии и платформы. А что делать, если этого времени нет? Тогда нужно закрывать некоторые маршруты прямо во время работы метро. Обычно это
делается ночью, в выходные дни, но иногда ремонт требуется более серьёзный, и станцию могут закрыть на несколько дней. В таком случае администрация метрополитена заранее предупреждает жителей города, а поезда пускаются по объездным маршрутам. Но это всё равно вносит сумятицу в голову рядового пользователя.
Фото: Википедия
Первое, что нужно сделать, чтобы попасть в метро, – купить карточку. Жетоны в Нью-Йорке существовали, но были отменены в 2003 году, вместо них используются специальные пластиковые карты MetroCard, . Они бывают трёх номиналов: одноразовая ($2,75), на 7 дней ($30) и на 30 дней ($112). Отсчёт срока действия семидневной и тридцатидневной карточек начинается с того момента, как они были
впервые использованы. С одноразовой карточкой всё интереснее. Использовать её можно один раз. Но в карточку входит также бесплатная одноразовая поездка на автобусе, если начало поездки приходится на два последующих с момента активации часа. И это очень логично, так как не приходится переплачивать за то, что вы добираетесь в место, куда нельзя попасть на метро. Кстати, у всех карточек есть одна интересная черта – если пластиковая карта была активирована, следующая активация возможна только через 18
минут, в противном случае терминал будет выдавать ошибку. Это сделано для того, чтобы два человека не смогли пройти в метро по одной карточке.
Фото: blog.metrochange.org
Самое сложное – проложить себе маршрут. Вариант, который сразу приходит на ум нашему человеку, – спросить у первого встречного – не пользуется популярностью, в Нью-Йорке такое не приветствуется. Только если очень уж нужно и если очень вежливо спросить. Поэтому лучший вариант – прокладывать путь самому. В этом помогают карты и указатели. Карту метро можно найти, что
неудивительно, в самом метро – с подробным описанием всех нюансов следования маршрутов. Получить актуальные сведения обо всех изменениях маршрутов можно и на сайте метрополитена. Кроме того, администрация вывешивает на входе плакаты с этими же изменениями. Но самый надёжный вариант – спросить дорогу у проводника в вагоне. Да, в каждом поезде метро в Нью-Йорке есть проводник. Располагается он, как правило, в центральном вагоне. В обязанности этого человека входит слежение за порядком в поезде и
помощь всем страждущим в поиске верного маршрута. То есть, основная часть его работы – ответы на вопросы. Кстати, у него же можно добыть карманную карту метро.
Фото: slate.com
Третий шаг – доехать до нужной точки. Тут есть одна ловушка, которая требует пояснений. На разных станциях разное количество железнодорожных путей, от двух до четырёх. Соответственно, количество перронов тоже разное: для двух путей – одна островная либо две боковые платформы, для трёх и четырёх – две боковые, две островные или две боковые и одна островная. И не всегда можно
попасть с одной платформы на другую. Поэтому стоит заранее знать, на какую конкретно платформу нужно спуститься, чтобы сесть в правильный поезд, иначе придётся или планировать сложные пересадки, или покупать ещё одну одноразовую карточку. В остальном же в нью-йоркском метро из неприятных моментов есть только шум, бомжи и крысы. Но если Нью-Йоркские бомжи могут похвастаться довольно мирным характером и не очень уж ужасным запахом, то крысы – настоящее бедствие метрополитена. Порой их можно увидеть
прямо на платформах. И на данный момент попытки истребить их не увенчались успехом.
Фото: businessinsider.com
Сложность схемы метро не могла не остаться незамеченной любителями городских развлечений. Они придумали ставшее довольно быстро популярным испытание – как можно быстрее посетить все станции сабвея. Со временем к этому подключилась даже Книга рекордов Гиннесса, и завертелось. Любительский комитет по поездкам на нью-йоркском метро выделяет три уровня сложности скоростных поездок: без
обязательной остановки на каждой станции, что позволяет пользоваться экспрессами (С), с обязательной остановкой (B) и с обязательным проездом по всем участкам путей, соединяющих станции (A).
Фото: newyorknatives.com
Книга рекордов Гиннесса одобряет только сложность B, при этом разрешено выходить из метро и пользоваться другим общественным транспортом (за исключением такси, естественно). Нынешний действующий рекорд принадлежит нью-йоркским парням Ферриси и Соларжу – 22 и 23 января 2010 года они объехали все станции за 22 часа, 52 минуты и 36 секунд. С тех пор не нашлось смельчаков, способных бросить
вызов этому числу. Но кто знает, может, именно читатель этой статьи покорит нью-йоркский метрополитен быстрее?