Вы скажете, что выбор удачного места для размещения бизнеса важен не только в вендинге. Думать о месте нужно и тем, кто открывает магазин, ресторан или парикмахерскую. Это правда, но ни в одном другом виде бизнеса подбор места не является столь важным. В вендинге это вопрос и вашей прибыли, и выживания бизнеса. Вы можете привлекать посетителей в ваш ресторан рекламой, ради уникального товара покупатель поедет разыскивать ваш магазин без оглядки на время и расстояние. Специфика же вендинга такова, что клиент не будет искать ваш автомат. Торговый автомат должен быть всегда там, где клиент захочет совершить покупку. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: "Не автомат красит место, а место красит автомат".
В дальнейшем я подробно остановлюсь на выборе места для установки автомата, а также вернусь к этому вопросу, описывая специфику отдельных направлений вендинга. Пока же запомните для себя магическую фразу вендинга: "Место! Место! Место!"
Не делайте типичную ошибку новичка - не покупайте автоматы до тех пор, пока не найдете места для их установки.
Потратить деньги на дорогое оборудование, поставить его на склад и лишь затем начать бегать по городу в поисках мест для установки - что может быть глупее и нелогичнее? Но именно на эти грабли постоянно наступали те, кто только начинает свой бизнес. Глядя на красивые, сверкающие новизной автоматы, не поддавайтесь искушению немедленно стать их владельцем. Вендинг - это бизнес, ваша цель - зарабатывать деньги, а автоматы лишь тогда начнут приносить вам деньги и окупать себя, когда вы установите их на место. Не ставьте телегу впереди лошади!Как искать место для установки автоматов?
Я не могу предложить вам универсальный рецепт, потому что места хорошие для одних автоматов окажутся абсолютно негодными для других. Разные направления вендинга имеют свою специфику. Например, в офисе вполне уместен кофейный автомат, а вот автомату, торгующему мячами-прыгунами, там делать нечего. Это детский товар, а в офисах нет его потребителей - детей. Подробно на особенностях размещения различных автоматов я остановлюсь в главе "Особенности направлений вендинга", а пока попробую сформулировать общие принципы.- Прежде всего обратите внимание на то, сколько потенциальных покупателей именно вашего товара постоянно находится или посещает облюбованное вами место. Постоянно находится - речь может идти о персонале торгового центра, сотрудниках учреждения, где вы планируете установить автомат. Например, на станции техобслуживания вашими потенциальными клиентами будут как персонал станции (который будет с удовольствием покупать кофе или напитки в банках), так и посетители, вынужденные проводить на станции некоторое время.
- Каковы демографический состав, денежные возможности ваших потенциальных покупателей? Опыт показывает, что молодежь охотнее совершает покупки в автомате. Товары и цены в ваших автоматах должны соответствовать уровню ожиданий покупателя. Например товар, предлагаемый из автомата на железнодорожном вокзале, всегда дешевле, чем аналогичный в аэропорту. Публика, наполняющая вокзалы, явно проигрывает по покупательной способности тем, кто предпочитает путешествовать самолетами.
- Обратите внимание на потенциальных конкурентов, усилия которых направлены на удовлетворение тех же потребностей покупателя. Кофейному автомату не всегда удается успешно конкурировать с находящимся по соседству кафе или киоском, предлагающим ассортимент горячих или холодных напитков.
- Проверьте, соответствует ли место планируемой установки официальным требованиям (пожарным, санитарным и т.д.). Этим вы сможете избежать неприятных сюрпризов и непредвиденных расходов.
- Оцените место с точки зрения покупателя. Хорошо ли виден ваш автомат? Удобно ли совершать покупку? Нет нужды напоминать, что ваш автомат должен быть хорошо виден потенциальным покупателям. Например, в небольшом магазине автомат может быть размещен сразу возле входа. В то же время обратите внимание, чтобы автомат не стоял в слишком узком месте, иначе человек, совершающий покупку, подсознательно будет чувствовать себя неудобно из-за того, что мешает другим проходить.
- Если ваш автомат требует подключения электричества или воды, узнайте об этих возможностях в облюбованном вами месте заранее, оцените возможные расходы, связанные с подводом воды или электричества.
- К сожалению, автоматы могут стать жертвами воровства или вандализма. Это проблема не только российская, и рецепты борьбы с ней достаточно универсальны. Оцените предполагаемое место установки с точки зрения безопасности автомата. Идеальный вариант - когда автомат находится под непосредственным или косвенным присмотром ответственного лица.
- Оцените расстояние, которое вам придется преодолевать для обслуживания автомата. Лишние десятки километров, бесполезно потерянное время и расходы на бензин и амортизацию транспорта могут пробить изрядную брешь в вашем бюджете и даже сделать хорошее по всем параметрам место убыточным. Если вы планируете установить много автоматов, старайтесь их располагать на минимальном удалении от вашей "базы". А при обслуживании планируйте ваши поездки так, чтобы свести холостые пробеги к минимуму.
- И последнее, но не менее важное, - добиться согласия владельца площади на установку ваших автоматов.
По данным социологов, процент потребителей снэков и различных напитков, предлагаемых к продаже через автоматы, в молодежной возрастной группе (16-25 лет) значительно больше, чем во всех остальных возрастных группах.