Немного техниках продаж
Сегодня особый выпуск (говорится со сдвинутыми бровями и надутыми щеками)!!
Я раскрою Вам тайны «продажников», раскрыв,
чему их учат на семинарах и тренингах, а именно
– разложу по полочкам схему сделки.
Потому что, если взять самую полную теоретическую модель процесса продажи,
то это будет выглядеть примерно так:
1. Этап. Подготовка:
∙ Дома (план посещений на день, неделю, месяц),
∙ в офисе (прайс, договор,ежедневный отчёт, калькулятор),
∙ перед началом визита.
2. Этап. Первый контакт (Правило 4 по 20).
Правило 4 по 20 (из чего складывается первое впечатление):
∙ 20 первых шагов (Вы хорошо одеты, у Вас деловой вид, уверенная походка);
∙ 20см Вашего лица (Вы производите хорошее впечатление, улыбаетесь, смотрите
прямо в глаза);
∙ 20первых слов (будьте вежливы, представьтесь, говорите чётко)
∙ 20 первых секунд (будьте проще, говорите комплименты)
Варианты завязок:
∙ комплимент
∙ по рекомендации
∙ презентация образца
∙ демонстрация (устная или визуальная) преимуществ
∙ встречные вопросы
∙ экстравагантная
3. Этап. Изучение потребностей клиента – исследование.
* Типы вопросов:
- (открытые (где, когда, что, как),
- закрытые (Вы),
- направляющие (подкатегория закрытых (разве, ведь)).
- Альтернативные вопросы (или техника выбора).
* Метод ежа – вопросом на вопрос (а зачем Вам это?).
* Воронка вопросов.
4. Этап. Презентация:
А) Личная:
Вступление – Кто я? Откуда? Зачем пришёл (в начальной фразе должна быть выгода
для клиента основанная на цели визита)? Кто принимает решения? Есть ли время?
Анализ потребностей (по воронке) – общие открытые вопросы (как торговля?
Что продаётся?) открытые сфокусированные вопросы (как кондитерка? Как печенья?)
Закрытый обобщающий вопрос? (Сколько возьмёте?)
Важно здесь упомянуть о постановке цели:
Какая цель визита:
Заказ? (первый, повторный – расширение ассортимента?)
Знакомство? Деньги? (При планировании 70-80% заказ)
Б) Преимуществ товара. Схема:
∙ Факт
∙ Выгода
∙ Согласие
5. Этап. Работа с возражениями.
Виды возражений:
- сопротивление изменениям,
- расходам,
- эмоциональное,
- негативный опыт.
6. Этап. Завершение сделки.
Техники завершения:
∙ Прямое завершение (задаётся прямой вопрос)
∙ Метод «альтернативы» (Как лучше сделать – так или так? Лучший вариант – последний)
∙ «Быстрая» сделка (предположим я привезу товар завтра, послезавтра оплатите?)
∙ «Наезд» (поведение такое как будто покупатель уже купил – лучше поставить
товар сюда!)
∙ Создание ощущения надвигающихся сложностей (промо-акция кончается, цены завтра
повышаются и т.д.)
7. Этап. Администрирование.
Оформление сделки (счёт-фактура, накладная, счёт на оплату, договор, доверенность
и т.д.).
Заполнение отчётов (ежедневный, еженедельный, ежемесячный).
Анализ продаж, ведение истории продаж и карты клиента.
8. Этап. Мерчендайзинг.
- Размещение товара на полках (понятие «горячих» зон («Hot zone»)).
- Виды торгового оборудования – стикеры, ленты, стойки, воблеры и т.д. и как
оно работает.
- Важность использования мерчандайзинга. – Почему ходового товара должно быть
в 2 раза больше? Зачем нужна ротация?
Ну как понравилось? Теперь секретов нет? Всё ясно?... Неужели нет? А мне показалось
всё коротко и по существу :-)
Хотите подробней?
Я всё же, думаю, что это будет интересно и начинающим продавцам, и опытным (для
сравнения со своими моделями).
Эту модель я создал, выбрав (естественно на мой субъективный взгляд) самое интересное
из моделей процесса продаж: Пепси, Gillette, Мак-Дак, Nestle.
Если захотите, то в последующих выпусках я подробно остановлюсь на каждом этапе
(но это как поёт А.Барыкин «будет только завтра»).
Кроме того, я планирую в следующем выпуске опубликовать тест «самодиагностика
стиля продаж»,
взятый мной из книги А.Дружинина и А.Замулиной «Тренинг продаж».
Жду Ваших вопросов и предложений.
Сергей.