Несмотря на отсутствие на рынке какой-либо положительной информации о деятельности компании "Аэрофлот", ее акции продолжают расти в цене, беря новые рекорды как по стоимости, так и по объему сделок. Участники рынка затрудняются назвать причины ралли, сравнивая ценовую динамику по акциям "Аэрофлота" с движением акций "АвтоВАЗа".
Однако если "АвтоВАЗ" может стать головной компанией в отечественном автопроме, то, по сведениям источников в администрации президента, головной в создаваемой объединенной государственной авиакомпании может стать "Пулково", а не "Аэрофлот". Тем не менее, как рассказал источник в авиакомпании, менеджмент уже давно предвидел перегрев рынка и прорабатывал вопрос об увеличении количества акций "Аэрофлота" в свободном обращении. Однако на данный момент источники вброса новых акций на рынок не определены. ОАО "Аэрофлот
- российские авиалинии" - крупнейшая авиакомпания страны, основанная в 1923 г. В 2005 г. она перевезла 6,7 млн пассажиров и 145,6 тыс. т почты и грузов. Как ожидается, убыток от операционной деятельности компании по итогам года может составить 125 млн долл. Однако из-за "пролетных" денег авиакомпания закончит год с прибылью. Основными акционерами "Аэрофлота" являются Росимущество (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация (НРК), которая через кипрскую Grabor Trading (Overseas) Ltd. и люксембургскую
Transinvest Control S.A. контролирует порядка 30% акций общества. Парк "Аэрофлота" насчитывает 90 самолетов, 27 из которых - иностранного производства. По объемам грузовых перевозок "Аэрофлот" входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира и занимает первое место среди отечественных пассажирских авиакомпаний.
Акции "Аэрофлота" второй день демонстрируют бурный рост на рынке. В среду ФБ ММВБ трижды останавливала торги акциями из-за роста их цены более чем на 10%. Сегодня, по мнению Геннадия Суханова из ИГ "ЦентрИнвест", акции с утра вели себя полностью непредсказуемо. К 14:48 мск они стоили 53,55 руб. за штуку, а уже через две минуты - 54,10 руб. По его словам, сегодня меньше чем за час было скуплено около 700 тыс. акций авиакомпании (около 0,06%). "Однако это не те объемы, которые могли бы на что-то повлиять, - говорит
Геннадий Суханов. - Всего у "Аэрофлота" 1,1 млрд акций, в среду поменяли своих владельцев 1,4 млн, к 15:00 через биржу прошло 1,2 млн, что составляет десятые доли процента". По его словам, в обычные дни заключалось сделок на 100-200 тыс. акций. Бумаги авиакомпании имеют низкую ликвидность, и любое крупное предложение существенно влияет на их стоимость, говорит эксперт. Источник в компании пояснил RBC daily, что вчерашний и сегодняшний рост спроса на акции "Аэрофлота", скорее всего, обусловлен тем, что кто-то
из участников рынка предъявил значительный спрос на бумаги авиакомпании. "Кому-то стала известна инсайдерская информация, о которой никто пока не знает", - предполагает Геннадий Суханов. Такой информацией могло стать появление на рынке предварительных результатов деятельности компании за год. Но участники рыка высказывают предположения и о том, что за ростом курса акций "Аэрофлота" может стоять депутат Александр Лебедев с принадлежащей ему НРК, контролирующей 30% акций авиакомпании. По их мнению, они специально
повышают котировки "Аэрофлота", чтобы выгоднее продать свой пакет. Однако информацию о готовящейся продаже пакета НРБ сразу после ее появления в конце января Александр Лебедев опроверг в интервью RBC daily. "У нас были разногласия с менеджментом авиакомпании, но это не повод продавать такой крупный пакет акций", - говорил он.
Сегодня его слова вновь подтвердили в НРК. Между тем в "Аэрофлоте" нашли способ остудить пыл инвесторов. Как сообщил RBC daily источник в руководстве "Аэрофлота", компания рассматривает возможность увеличения количества собственных акций в свободном обращении. "Однако такие разговоры ведутся давно, и конкретных решений по этому поводу принято не было", - сказал собеседник. Вопрос об увеличении free-float возник из-за того, что низкий уровень ликвидности акций компании приводит к их чрезвычайной волатильности.
"На рынке имеется нехватка свободно обращающихся акций, поэтому при появлении крупного инвестора, предъявляющего спрос на них, их стоимость резко идет вверх, - говорит один из менеджеров "Аэрофлота". - Так называемый торговый пакет, состоящий из нескольких процентов акций, который вращается на рынке, не способен покрыть существующий интерес к акциям компании". Источник отказался сообщить, за счет чьих пакетов будет увеличено количество акций на рынке. Количество акций "Аэрофлота" в свободном обращении может
увеличиться за счет продажи бумаг, находящихся на балансе самой авиакомпании. Напомним, что в сентябре 2005 г. стало известно о том, что в 2004 г. группа "Аэрофлот" стала владельцем около 4% (51,3 млн штук) собственных акций. При этом на баланс самой авиакомпании попало лишь 36,9 тысяч акций, а остальные осели у ее "дочек". На скупку акций на рынке авиакомпания потратила 35,2 млн долл. Леонид Душатин, член совета директоров "Аэрофлота", представляющий интересы НРК, в беседе с корреспондентом RBC daily не исключил
возможности продажи именно этого пакета акций, но добавил, что этот вопрос на советах директоров авиакомпании не обсуждался. Официальные представители "Аэрофлота" от комментариев отказались.
РБК Daily
Транспортный коридор Москва - Санкт-Петербург - Владивосток
"Необходимо сосредоточить внимание на транспортном коридоре Москва - Санкт-Петербург - Владивосток". Такое мнение выразил на Внеочередном тарифном съезде Союза транспортников России вице-президент Евроазиатского транспортного союза Олег Дунаев. "Основная часть грузов идет идет на Санкт-Петербург и Москву. 25 регионов от Санкт-Петербурга до Владивостока дают 65% ВВП, а Якутия и прилегающие к транспортному коридору Санкт-Петербург - Москва 38 регионов - 74% ВВП.
Поэтому развитие транспортного коридора Москва - Санкт-Петербург - Владивосток послужит обеспечению мобильности товаров, повышению качества жизни, экономического роста и конкурентоспособности предприятий и регионов страны", - сказал О.Дунаев. По мнению О.Дунаева, на первом этапе - в течение 2006-2007гг. - целесообразно сосредоточить внимание на производительности, то есть снижении транспортных издержек и эффективном использовании промышленных активов. На втором этапе на транспортном коридоре Москва - Санкт-Петербург
- Владивосток могут быть созданы логистические центры, на которые пойдут работать в том числе и зарубежные перевозчики, создавая совместные или развивая российские организации. "Должна быть комплексная модель развития транспортного коридора. Не государство, а бизнес сам должен решать вопросы и предлагать государству. Было бы целесообразно создать - при странах Евросоюза, при Правительстве, при Министерстве - независимый центр, который будет заниматься мониторингом транспортной отрасли - какие транспортный организации
входят, кто работает, как легитимно. Должны быть четкие рекомендации для бизнес-организаций, должны быть показаны тенденции -чего ожидать? Кто придет - турецкие, немецкие перевозчики? Какие меры нужны предпринять? Только сам бизнес может обеспечить свое развитие", - добавил О.Дунаев.
SeaNews
БЖД планирует увеличить внутриреспубликанские тарифы на грузоперевозки
Внутриреспубликанские тарифы на перевозки грузов по Белорусской железной дороге продолжают оставаться убыточными. Первый заместитель начальника БЖД Владимир Лаптинский оценивает возможное увеличение доходов дороги в случае доведения грузового тарифа до уровня безубыточности в Br80 млрд. (около $37 млн.). По его словам, при дефиците бюджета БЖД на 2006 год в размере более Br 221 млрд. (около $103 млн.) этот источник снижения дефицита должен стать одним из главных.
Железнодорожник Белоруссии
Некоторые участки на автомагистрали Москва-Петербург сделают платными
Плата за проезд по альтернативной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург будет взиматься лишь на нескольких участках, сообщил генеральный директор ФГУ "Дороги России" Олег Шахов.
"Расчеты показали, что взимание платы обосновано лишь на участках с интенсивным движением", - сказал он. По его словам, общее технико-экономическое обоснование инвестиций проекта будет готово в апреле, однако уже сейчас ясно, что 72% всего прогнозируемого транспортного потока будет приходиться на Московскую и Ленинградскую области. "Исходя из этого, предстоит принять решение либо о строительстве бесплатного отрезка за счет бюджетных средств, либо строительства съездов и реконструкцию бесплатной магистрали",
- отметил он. О. Шахов также сообщил, что в случае, если альтернативную дорогу будут строить целиком, новая трасса свяжет две столицы только к 2020 году.
ИНТЕРФАКС
Замена парка российских самолетов иностранными может снизить стоимость авиаперевозок
Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" (Екатеринбург) Сергей Скуратов считает, что при эксплуатации западных самолетов тариф на авиаперевозки может быть снижен на 15%. Об этом он сообщил на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал" в Екатеринбурге в четверг. Руководитель авиакомпании пояснил, что понижению тарифов будет способствовать то, что зарубежные воздушные суда более экономичные, чем российские. В частности, по словам С.Скуратова, "каждые 100
километров пути самолета стоят денег, расчет идет от тонны взлетного веса. "Так, Ту-154 при полной загрузке весит 104 тонны, а Airbus A320 максимум 77 тонн, а это деньги авиакомпании, и в конечном счете все выливается в тариф для пассажиров", - сказал он. По его словам, авиакомпания планирует развивать авиапарк по универсальному пути. "К 2010 году планируется сохранить в эксплуатации четыре самолета Ил-86 и четыре - Ту-154М, остальные отечественные самолеты будут, скорее всего, списаны", - сказал С.Скуратов.
Что касается приобретения западных воздушных судов, он напомнил, что уже в 2006 году компания возьмет в операционный лизинг три самолета Airbus-320 (А-320), а в ближайшие пять лет увеличит количество самолетов этого типа до 10.
В планах до 2015 года авиакомпания также планирует приобретать самолеты типа Аirbus-321, а для развития местных воздушных линий - ближнемагистральные самолеты ATR. С.Скуратов сообщил, что в первый год начала эксплуатации А-320 авиакомпания потратит около $10 млн. на приобретение необходимых запчастей, переоборудование амбарных комплексов, переобучение пилотов и инженеров авиакомпании. Завершить переобучение пилотов для полетов на самолетах типа Airbus-320 планируется до мая текущего года, обучатся пилоты будут
в "Аэрофлоте", где есть лицензия на эту деятельность. Инженеры, скорее всего, будут проходить переобучение за рубежом. Гендиректор "Уральских авиалиний" согласился с тем, что самолеты типа А-320 на сегодня достаточно популярны. "Найти их свободными на рынке это проблема. Но мы провели работу по поиску этих самолетов на рынке в течение полугода и нашли их. А то, что наши интересы совпадают к примеру с "Аэрофлотом", так это хорошо, там мы сможем обучать наших пилотов", - сказал он. Как сообщалось, операционный
лизинг трех самолетов в 2006 году авиакомпании "Уральские авиалинии" обойдется примерно в $10-15 млн., отметил гендиректор. Крупнейшим акционером АО является ООО "Крылья Урала" (Екатеринбург), которое владеет 72,202% акций компании. В группу компаний "Уральские авиалинии" входят авиакомпания "Уральские авиалинии", туристическое агентство "Клуб путешествий "Крылья" и международный туроператор "Европорт". В собственности компании "Уральские авиалинии" находятся 23 летные единицы разного типа, в том числе Ил-86,
Ту-154М, Ту-154Б, Ан-24. Средний возраст самолетов авиакомпании составляет 15 лет.
ИНТЕРФАКС
Москвичам придется пересесть на велосипеды
Из-за дорогого бензина автомобиль становится роскошью. Цены на бензин растут как на дрожжах. Только за январь и первую декаду февраля стоимость тонны бензина повысилась на 11%, что в несколько раз выше официальной инфляции. Два года назад самый ходовой бензин Аи-92 стоил около 14 рублей, сейчас - больше 17. Подорожание бензина - это не только российская, но и мировая проблема. Исследовательская компания ACNielsen провела маркетинговое исследование в 42 странах, чтобы узнать, как реагируют
потребители на рост цен на топливо. На вопросы исследователей ответили 23,5 тыс. респондентов, и подавляющее большинство опрошенных (82%) серьезно обеспокоены ростом цен. Интересно, что эта проблема волнует не только автолюбителей, но и "безлошадных" граждан: среди 500 опрошенных россиян у 54% нет своей машины, однако 59% на вопрос "Затрагивает ли вас каким-либо образом повышение цен на топливо?" единодушно ответили утвердительно.
Зато, отвечая на вопрос, что они предпринимают в связи с ростом цен, россияне оказались более консервативными, чем их зарубежные товарищи по несчастью. Им гораздо сложнее отказаться от поездок на личном автомобиле: всего 16% наших автолюбителей стали реже пользоваться своей "рабочей лошадкой". Для сравнения: в Голландии число "отказников" составило 54%, в Швеции - 44%, в Америке - 64%. И даже 40% турецких и 28% польских автовладельцев пересели на автобусы и троллейбусы, хотя в этих странах машина является не
менее статусным предметом, чем у нас. Пересаживаются автолюбители не только на общественный транспорт, но и на другие индивидуальные средства передвижения. Экстремальные тайцы (17%) и расчетливые швейцарцы (7%) пересели из авто на мотоциклы и скутеры. Китайцы, как и следовало ожидать, приготовились сменить автомобиль на велосипед (14%). К ним присоединились венгры и финны (11%). Среди россиян любителей велосипеда всего 1%. Понятно, что в суровом российском климате к таким оригинальным мерам готовы далеко не
все автолюбители. Большинство из них предпочитает более разумно комбинировать поездки на автомобиле и общественном транспорте. К такому ответу склонились не только 70% американских и 29% чешских автолюбителей, но и 37% российских водителей. Это достаточно большая доля, чтобы облегчить московским властям проблему перегруженности автомагистралей, особенно в центре города. Но тут-то и начинаются проблемы. Для того чтобы воспользоваться комбинированным способом поездок, нужны перехватывающие парковки, которые так
активно рекламируют московские чиновники.
Теоретически до конца 2007 года в Москве должны появиться 32 тыс. парковочных мест, однако на данный момент в столице имеется всего 64 участка под строительство автостоянок всего на 9 тыс. парковочных мест. Но и это только планы - реально в Москве действует лишь одна парковка, у площади Крестьянской Заставы. И этот "первый блин" вышел комом: место оказалось не слишком привлекательным для автолюбителей, и парковка пустует. Строительство парковок - только первая проблема. Даже если они будут построены, то, во-первых,
сэкономив на бензине, потратишься на саму парковку. Власти обещают установить цены "божеские" - 10-20 рублей в час. Несложно посчитать, что за 8-часовой рабочий день "натикает" 80-160 рублей, итого 2-4 тысячи в месяц. Во-вторых, нет никакой гарантии, что купленная в кредит иномарка (таких машин в Москве сейчас очень много) будет на этой парковке в безопасности - ответственности за угон и повреждение машины парковщики не несут. Правозащитник Виктор Похмелкин предлагает просто бороться с подорожанием бензина.
"Нужно добиваться от государства решений, которые сдерживали бы цены на бензин. Нужны жесткие антимонопольные меры, госрегулирование. Однако борьба с монополистами - дело очень сложное, ведь нефтяные компании - очень влиятельная политическая сила", - сказал "Газете" Виктор Похмелкин. По мнению замдиректора компании "Европарк", занимающейся строительством АЗС, Александра Леньшина, если к концу мая не будет волевого решения властей, рост цен на топливо составит примерно 20%. И тогда действительно придется пересесть
на велосипеды - тем более что погода позволит.
Газета