Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О безопасности

  Все выпуски  

Воровство в организациях и магазинах. Рассылка о безопасности для широкого круга читателей.


Всё для охраны квартиры, дома, офиса

Выпуск №4, 2006 год. "Воровство в организациях"

Подпиши товарища!
Рассылки Subscribe.Ru
Все для охраны квартиры, дома, офиса
Заказать полную версию рассылки в формате WinWord (zip-архив)

Цель данной рассылки: рассказать широкому кругу читателей о раличных аспектах безопасности. Каждый выпуск посвящен отдельной теме. Информация берется из открытых источников. Обладая достаточным временем и терпением Вы сами её можете найти. Мы всего лишь экономим Ваше драгоценное время.
Если Вас интересует какое либо направление в области безопсности - сообщите -  возможно на основании вашего запроса мы сформируем  один из выпусков рассыли.
Если Вы - профессионал в области безопасности - присылайте свои материалы для следующих выпусков рассылки.


Покупатели или похитители

Как сократить магазинные кражи. Советы и исследования


Воровство на фирме. Что этому противопоставить?

Обзор рынка безопасности. Выпуск "Воровство в организациях". Оглавление полной версии








Архив "Обзора рынка безопасности" за 1999 - 2005 годы на CD-диске

"Обзор рынка безопасности" выходит раз в месяц и ориентирован на  широкий круг читателей. Каждый выпуск посвящен отдельной теме. Это информационные материалы о том, как сделать свою жизнь безпаснее и предотвратить возможные угрозы - по немногу обо всём.


Покупатели или похитители

По материалам журнала "Торговое оборудование"
"Есть только одна причина, удерживающая меня от воровства:
продавец, способный свести Вас с ума"
Уильям ДИАЛ , "Откровения бывшего вора"
Chain Store Age Executive
Чтобы оснастить магазин эффективной системой безопасности, прежде всего надо знать, от кого (или от чего) защищаться. А потому охранные службы и персонал магазинов тщательно изучают все случаи и даже попытки воровства: кто крадет и как. Существуют стандартные способы, известные каждой торговой точке, но есть и особые случаи, которые становятся легендарными и передаются из уст в уста.

"Профессионалы"

Те, кто ведут статистику краж в своем магазине, подразделяют похитителей на несколько категорий. У каждой их них, оказывается, - свои особенности поведения, мотивы, побуждающие к кражам, и приемы.
Первая - это "профессионалы": те, кто крадут для того, чтобы нажиться. Воровство - это их профессия, часто - основной источник дохода. Как правило, они уже имеют по несколько судимостей за подобные мероприятия. К этой же категории относятся наркоманы, которых зависимость вынуждает заниматься воровством постоянно. Возраст же профессиональных похитителей может быть любым - кражами промышляют и подростки, и люди средних лет, и даже пенсионеры.
Берут они, как правило, что-то мелкое, но дорогое - то, что легко можно вынести и потом продать. Особой популярностью пользуются баночки с икрой или бритвенные лезвия.
Часто "профессионалы" приходят со специальными техническими средствами, самое распространенное из которых - кусачки для снятия ярлыков. Есть у них и особые, уже отработанные приемы.
"Тренировки" воров охранники наблюдают на экранах довольно часто. Например, в одном из универсамов Петербурга были замечены двое молодых людей, которые пробовали прятать под футболки бутылки с вином. Заметив реакцию продавцов, они положили все обратно и вышли. "Профессионалы" четко чувствуют, когда за ними наблюдают.
Методы у каждого из них - индивидуальные, подчас - очень хитроумные. Например, однажды антикражевые ворота сработали, когда мужчина оплатил в кассе буханку хлеба, сырок и банку джин-тоника. Все это он нес в руках, при себе у него не было никакой сумки. При обыске, который провел милиционер, выяснилось, что мужчина был инвалидом - без ноги, а "хранилище" для краденого он устроил в... протезе. Сделав дырку в кармане брюк и отверстие в протезе, он опустил туда 6 баночек с икрой. Небольшая же покупка была нужна, чтобы отвести от себя подозрения.
Так поступают многие "профессионалы". Причем если они выдают себя за малоимущих, то и покупки делают соответствующие. Например, кто заподозрит приличную седовласую женщину с батоном и стиральным порошком в корзинке в том, что она набила карманы баночками с черной икрой?
Другие же "профессиональные" воры, напротив, изображают состоятельных людей: хорошо одеваются, приобретают дорогие вещи. Но при этом сумма, на которую они крадут, всегда превышает стоимость покупки. Вряд ли кому придет в голову установить наблюдение за солидным человеком в очках и с дипломатом или за женщиной, набравшей продуктов на 800 рублей. Но при этом у нее в сумочке вполне могут оказаться несколько неоплаченных наборов бритвенных станков общей стоимостью в 2 раза больше.
А в одном из гипермаркетов Москвы произошел случай, который превратился в байку. В магазин пришла полная дама в дорогой длинной шубе. Она обошла множество отделов, рассматривала технику, примеряла одежду, купила кое-что из косметики и собралась уходить, но в этот момент сработали антикражевые ворота. Женщина тут же распахнула шубу, под которой обнаружился... пылесос, разобранный по частям. Когда его изъяли и дама попыталась пройти через ворота еще раз, те зазвенели снова. При досмотре оказалось, что в кармане шубы лежали прокладки с защитной этикеткой: именно они, а не пылесос и стали причиной провала этой хитроумной операции.
Многие "профессионалы" предварительно проводят подготовку товара к хищению: приходят, снимают с вещей защиту и уходят, не взяв их. А на следующий день, не вызывая подозрений долгим присутствием в магазине, выносят подготовленный товар. Часто они работают парами: входят в магазин независимо друг от друга, а там действуют так: один избавляется от защиты, а другой выносит товар.

Жертвы соблазна

Так условно называют тех, кого сбивает с пути истинного свободный доступ к товару. Крадут они редко, неумело и, как правило, спонтанно - привлеченные доступностью красивых вещей или вкусных продуктов.
Наиболее часто ими соблазняются дети - причем даже из обеспеченных семей. Как отмечают работники универсамов, начало детских каникул превращается для них в настоящее бедствие. Подростки, не знающие, чем заняться, бродят по магазинам, где обилие свободно лежащих товаров наводит их на мысль о краже. Их внимание привлекают жвачка, конфеты, лимонад, чипсы - все это нужно им не на продажу, а для себя. Чаще всего на подобном воровстве попадаются мальчишки, но случается - и девочки. В универсамах жертвы соблазна не только крадут, но и едят, и даже пьют: вино, пиво, соки... В конце дня продавцы часто обнаруживают в зале пустые бутылки и обертки из-под шоколадок. Но если такого "едуна" удается поймать на месте преступления, его заставляют оплатить "обед".
Одежда является приманкой, большей частью, для женщин, чей возраст колеблется от 14 до 40 лет. Все они объясняют свои поступки тем, что слишком мало зарабатывают, чтобы хорошо одеваться. Метод краж у таких дам один: они берут в примерочную несколько вещей, одну надевают на себя, а остальное вешают на место и выходят. Иногда при этом они пытаются взломать защиту, иногда - нет. Таким образом крадут и костюмы, и платья, но наибольшей популярностью пользуется нижнее белье: случается, что надевают сразу по 5 комплектов.
Уличенные в воровстве, такие женщины часто пугаются и впадают в панику. Например, одна дама надела понравившееся пальто вместо своего и попыталась выйти. Но, услышав сигнал системы защиты от краж, она бросила похищенную вещь, убежала в зал и спряталась.

"Любители"

Данная категория является самой загадочной для сотрудников правоохранительных органов и работников охранной службы. Они, как правило, достаточно обеспечены и могут позволить себе купить даже больше того, что пытаются украсть. Единственный мотив, побуждающий их красть, - это жажда острых ощущений и азарт.
Например, некая молодая богато одетая дама, приехавшая с Украины, в одном из магазинов Петербурга попыталась украсть заколку стоимостью... 70 рублей. Когда же ее уличили, она была готова заплатить сколько угодно - у нее оказалась с собой огромная сумма денег. Как выяснили сотрудники охраны, муж незадачливой воровки работал в таможенных органах, и их семья имела высокий достаток. Зачем она украла дешевую бижутерию, девушка так и не смогла объяснить.
В крупном универмаге милиция однажды задержала молодого человека, укравшего джинсы стоимостью 965 рублей. Когда с ним познакомились поближе, оказалось, что он приехал на "Вольво", а в кошельке у него было 300 долларов и значительная сумма в рублях. Выяснив это, милиция пережила шок: зачем ему понадобилось красть?

Что же может служить сигналом?

Естественно, в универсаме или универмаге, где одновременно может находиться больше тысячи покупателей, уследить за каждым невозможно. Но охранники знают особые признаки, по которым можно вычислить потенциального вора.
Например, подозрение вызывают люди, одетые не по погоде тепло. Ведь всем известно: чем больше одежды, тем легче спрятать украденное. Но ближе к зиме по этому признаку обнаруживать преступников становится труднее: все одеты примерно одинаково. Подозрение вызывают также посетители, которые быстро передвигаются по залу, но ничего не покупают или проводят в магазине слишком много времени. Особое внимание при этом уделяют шумным компаниям.

Что дальше?

Чтобы уличить человека в краже, необходимо сначала доказать ее факт, - это знают даже дети. Хорошо, если воришка сам признается и выложит всю украденную продукцию: тогда работники магазина просят его оплатить товар и отпускают. Ребенка, попавшегося на краже, задерживают до приезда родителей.
Если же покупатель не признается в содеянном, его приглашают в комнату для досмотра, который проводит сотрудник милиции, имеющий полномочия на обыск. Уголовное дело возбуждается лишь в том случае, если человек украл товар на сумму, превышающую 2500 рублей.
Как утверждают сотрудники служб безопасности в магазинах, попытки краж происходят каждый день, но многие из похитителей, поразмыслив, отказываются от мысли украсть товар и возвращают его на место. И именно это охрана считает своим главным успехом. Ведь основная цель, ради которой устанавливается самая передовая техника и подбирается надежный персонал, - не поймать как можно больше воров, а предотвратить кражи.

Как сократить магазинные кражи. Советы и исследования

http://kiev-security.org.ua
Владельцу современного магазина не понаслышке известно о существовании проблемы магазинных краж - одного из наиболее общих, но наименее обнаруживаемых и широко известных преступлений.

Возможно, это и не удивительно, что магазинные кражи так широко распространены:

В магазинах заманчиво красуются дорогие товары, некоторые из которых могут быть недоступны части посетителей. При этом - методы самообслуживания, которые очень широко распространены в наше время, предоставляют покупателям благоприятные возможности брать вещи в руки, рассматривать их, и …. прятать в одежде и сумке. Искушение слишком велико, и некоторые не сдерживаются. Люди знают, что у них небольшой шанс быть задержанными, а даже если их и задержат, то в большинстве случаев они могут предоставить благовидное оправдание, например, что они просто забыли заплатить.

Крадут не только посетители:

Магазинные кражи - это лишь одно из преступлений, встречающихся в сфере торговли. Существуют и другие проблемы, которые требуют отдельного анализа ситуации и различных мер по предотвращению. Например кражи служащим персоналом, подделка кредитных карт, кражи со взломом, воровство в ларьках или палатках, воровство службой доставки, мошенничество с торговыми автоматами, обсчёт покупателей и другие нарушения.
Покончим с воровством:
Понимание факторов, содействующих проблеме воровства, поможет Вам выявить ключевые моменты и выбрать наиболее подходящие меры для решения проблемы воровства в магазине, а также определить степень эффективности принимаемых мер.
Множество факторов, содействующих возрастающему риску магазинных краж, находится под контролем менеджера магазина. Сезонные и временные факторы не контролируются, однако знание их поможет в определении превентивных ответных мер.
Принципиальным фактором, определяющим объем магазинных краж, является тип продаваемых в магазине товаров. По понятным причинам, процент краж в мебельных магазинах гораздо ниже, чем, например, в аптеках или продуктовых магазинах.
В приведенной ниже таблице показаны наиболее распространённые товары, подвергаемые кражам в различных магазинах.

Таблица 1
Товары повышенного риска, в зависимости от типа магазина

ТИП МАГАЗИНА

ТОВАРЫ

 

 

Книжный

Газеты, журналы, небольшие, но популярные книги (в т.ч. и учебные издания).

Электроника/Компьютеры

CD диски, расходные материалы для принтеров, и другие малогабаритные но популярные товары.

Одежда

Рубашки, особенно известных фирм производителей.

Уценённые товары (сток магазины)

Одежда, предметы нижнего белья.

Лекарства/Аптеки

Обезболивающие, витамины, противозачаточные средства и другие, лежащие на прилавке медикаменты.

Супермаркет

Средства для поддержания красоты и здоровья, спиртное в бутылках, чай, кофе.

Всё для дома

Ручные инструменты, электроинструменты.

Музыкальный отдел

CD диски.

Обувной

Спортивные кроссовки.

Бутики

Фирменная, дорогая одежда.

Ювелирный

Цепочки, ювелирные изделия.

Игрушки

Преимущественно движущиеся.

Видеотехника

Видеоигры.

Видео прокаты

Видеофильмы.


Основные характеристики так называемой "горячей продукции" - это возможность спрятать, быть съёмной, полезной, ценной, доставлять удовольствие от использования, возможность сбыта.
Последняя из этих характеристик - возможность сбыта, наверное, наиболее важная в определении объёма украденных товаров. Это такие товары, которые необходимы для жизни или же для поддержания наркотической зависимости, а, особенно товары, пригодные для последующей продажи.

ПОСЕТИТЕЛИ МАГАЗИНА

Многие магазинные кражи происходят при использовании удобного случая, когда магазинный вор зачастую внешне мало отличается от постоянного покупателя.
Магазины, которые притягивают в основном молодёжь и, в частности, мужского пола, наиболее благоприятны для краж: исследования постоянно доказывают, что именно эта группа покупателей наиболее часто участвует в кражах.
Наиболее часто магазинные кражи происходят в то время, когда в магазине находится большое число посетителей, главным образом, в конце недели, между средой и субботой.
А сезонные кражи связаны с потребностью приобретения вещей, это означает, что много краж происходит перед праздниками, перед началом нового учебного года (особенно в магазинах канцтоваров и детской одежды), перед наступлением лета и перед Новым годом. Много краж совершают подростки, поэтому время наивысшего риска включает дни каникул и время после обеда до вечера.
Дать точное определение факторов риска, касающихся местонахождения магазинов затруднительно, но можно определить степень риска собственного магазина, руководствуясь некоторыми основными моментами. Доля магазинных краж имеет тенденцию повышаться для магазинов, расположенных в центре города и других деловых местах с большим количеством случайных покупателей, около школ и других учебных заведений, в местах массового гуляния и отдыха, в бедных районах, где большая концентрация людей, доведённых до крайности или постоянно проживающих там наркоманов.

ПЛАНИРОВКА МАГАЗИНОВ И РАСПОЛОЖЕНИЕ СТЕЛЛАЖЕЙ

На этапе планировки магазина необходимо учитывать множество различных факторов, которые могут тем или иным образом способствовать кражам в магазине.
Результаты исследований дают нам не столько рекомендации, сколько общие разумные предложения определенной планировки универмагов и такого расположения стеллажей, которые препятствуют магазинным кражам. Многое также касается способности персонала наблюдать за покупателями.
Среди основных характеристик планировки наиболее подверженных кражам магазинов следующие: много выходов, в особенности тех, где можно выйти, минуя выходной контроль; наличие проходов, тупиковых уголков и укромных мест; наличие комнат отдыха или примерочных; высокие стеллажи с товаром, которые скрывают покупателей (и воров) от обозрения; наличие проходов между рядами, за которыми персонал не может наблюдать из одной точки.
Как уже упоминалось, места повышенного риска краж в магазинах - это такие места, где расположены наиболее популярные у воров товары. Кроме того, товары на первом этаже и около входов находятся в зоне наибольшего риска краж, т.к. вор при этом находится в магазине в течение короткого времени и, следовательно, меньше рискует быть задержанным.

АНАЛИЗ ПРИЧИН

Информация, изложенная выше, даёт только общее описание магазинных краж. Если Вы готовы предпринять против воровства какие либо действия, и хотите, чтобы они оказались эффективными, Вам следует проанализировать Вашу ситуацию на наличие описанных выше факторов, содействующих кражам в магазине.
Чтобы определить популярный у магазинных воров товар - это постоянно пересчитывать товар на полках. Это наиболее правильный путь, но он требует больших затрат труда. Также сложно определить причину недостачи: произошла ли она из-за краж служебным персоналом или покупателями.
В некоторых случаях данные, полученные при помощи контроля за состоянием склада, могут обеспечить информацией о предметах, особенно уязвимых для краж. Однако, по мере возможности, Вы должны проконтролировать эту информацию, собрав дополнительные сведения, как обсуждалось выше. Усилия, необходимые для получения точной информации по данной проблеме почти всегда оправданы полученными результатами, а именно повышением общей прибыли за счет сокращения объема краж.
Ниже приведено несколько необходимых вопросов, на которые Вам необходимо ответить, даже если это не очень просто. Ваши ответы на эти и другие вопросы помогут вам выбрать наиболее подходящее решение для сокращения краж в дальнейшем.
∙    Как много обнаружено случаев краж?
∙    Как много типичных недостач?
∙    Какова пропорция краж персоналом по отношению к кражам покупателей?
∙    Какие предметы наиболее часто становятся мишенью для воров?
∙    Что известно о правонарушителях? Принадлежат ли они к особым демографическим группам?
∙    Какова среди нарушителей пропорция непреднамеренных краж (при удобном случае), краж профессионалами или наркоманами. Представляют ли они организованную группу?
∙    Каковы окружающие Вас соседи (другие магазины)?
∙    Когда, главным образом, происходят кражи (время дня, день недели, месяца, сезона)?
∙    Насколько большой магазин? Какого типа магазин? Какая секция делает его мишенью для краж?
∙    Является ли недостаточное наблюдение содействующим воровству фактором?
∙    Могут ли воры незаметно спрятать товары?
∙    После кражи могут ли воры ускользнуть от служащих магазина?
∙    Какое техническое обеспечение службы охраны для предотвращения краж имеется в магазине?
∙    Имеются ли зеркала наблюдения? Электронные датчики, противокражные системы, системы видеонаблюдения?
Вам следует все внимательно обдумать до того, как предпринять какие-либо действия, определить, насколько серьёзна проблема и какие потребуются меры.
Тщательно проанализировав ситуацию, рекомендуется обратиться к специализированным компаниям, работающим в области обеспечения комплексной безопасности магазинов. Обратившись к экспертам, Вы получите четкие рекомендации эффективной борьбы с кражами посетителей и персонала. Помните - безопасность Ваших товаров - это крайне важный момент, старайтесь выбрать крупную и надежную компанию.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ

Хороший менеджмент - главная линия защиты от магазинных краж.
Менеджер должен быть уверен, что магазин правильно спланирован, имеет должный контроль товара и развитую систему наблюдения и охраны.
Вот некоторые советы к действиям:
1. Улучшение планировки магазина и расположения стеллажей
Планировка магазина и расположение товаров должны обеспечить служебному персоналу возможность эффективно наблюдать за покупателями. Для этого необходимо тщательно продумать размещение обзорных зеркал наблюдения, уменьшить количество выходов, укромных уголков и глухих мест, обеспечить хорошее освещение, уменьшить высоту стеллажей с товаром, переложить "горячие" товары в более охраняемые места.
Поможет предотвратить:
+ Кражи персоналом
+ Кражи покупателями
2. Ужесточение контроля за движением товаров
Процедура учёта товаров должна способствовать раскрытию магазинных краж и выявлению из них краж служебным персоналом.
Поможет предотвратить:
+ Кражи персоналом
3. Подготовка персонала.
Персонал должен обучаться поведению в случае обнаружения факта краж.
Поможет предотвратить:
+ Кражи покупателями
4. Изменение кадровой политики
При определении подходящих кандидатов на вакантное место проводится тестирование на предрасположенность к воровству. В контракте прописываются меры и штрафные санкции за совершение краж. Среди сотрудников пропагандируется честная работа.
Поможет предотвратить:
+ Кражи персоналом
5. Использование обзорных зеркал
Определив труднообозримые площади торгового зала, установите обзорные зеркала - они помогут персоналу магазина контролировать действия покупателей. Также немаловажно, что покупатель со злым умыслом, увидев зеркало, задумается о целесообразности кражи в этом магазине.
Поможет предотвратить:
+ Кражи покупателями
6. Внедрение систем безопасности (Противокражных систем)
Электронные системы для защиты от краж (EAS) наиболее известны по используемым совместно с ними защитным датчикам (бирки, этикетки). Датчики крепят к предметам одежды или приклеивают на упаковку товара. Защитные электронные рамки на выходах реагируют на датчики, которые нельзя удалить или отключить, и подают звуковой сигнал.
Исследования эффективности защиты противокражных систем (EAS) показывают, что их использование может снизить магазинные кражи и общую недостачу товара от 35 до 95 процентов.
7. Интеграция комплексных систем безопасности включающих:
- видеонаблюдение за торговым залом (в.т.ч. скрытое)
Позволяет контролировать подозрительных покупателей, действия персонала в нерабочее время.
- видеонаблюдение за персоналом (в.т.ч. скрытое)
Контроль действий персонала в служебных помещениях.
- охранная сигнализация (совмещенная с видеонаблюдением)
Нацелена на предотвращение грабежей и разбоев.
- контроль кассовых операций с аналитическими возможностями
Для выявления махинаций кассиров.
Поможет предотвратить:
+ Кражи персоналом
+ Кражи покупателями
8. Использование красящих датчиков на товаре (не получило широкого распространения в России).
Некоторые зарубежные розничные магазины прикрепляют к одежде красящие датчики. В отличие от звукового сигнала, повышающего риск для правонарушителей быть задержанными на выходе из универмага, красящие датчики при попытке воров открепить их, портят одежду, к которой они прикреплены.
Целесообразность такой защиты довольно сомнительна, в основном, потому что они безнадежно портят одежду, делая невозможным ее последующую продажу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все разнообразие существующих мер сокращения краж можно условно разделить на две группы - организационные и технические. Тогда как организационные меры вполне могут быть реализованы в жизнь собственными силами магазина, меры связанные с приобретением и внедрением специализированного оборудования предполагают наличие специфических знаний и не терпят непрофессионализма. Результат неправильного выбора оборудования, неправильного внедрения системы не заставит себя долго ждать. Потраченные средства могут не окупиться.
Поэтому самый Важный критерий - это выбор правильного партнера с большим опытом работы, большой базой знаний, накопленным опытом и квалифицированным персоналом.

   

Воровство на фирме. Что этому противопоставить?

Автор: И. Ю. Нежданов - заместитель генерального директора холдинга "Маркет Сервис" 
Один мой хороший знакомый, заработав приличный капитал и развившись с "нуля" до уровня среднего бизнесмена, вдруг стал плохо спать по ночам, его преследовало ощущение всеобщего обмана, - как будто главная цель в жизни всех окружающих это обворовать его. Он начал искать причину этого беспокойства. Безуспешно. Но утвердился в мысли, что ему нужен кто - то или что - то, что будет помогать ему контролировать работу сотрудников. Пригласил специалиста, который после недолгого изучения документов показал действительное исчезновение крупных сумм. С этого дня любимой его службой стала немедленно созданная служба безопасности.
Другой известный бизнесмен в один прекрасный момент вдруг обнаружил, что его клиенты задолжали ему сумму, сравнимую с его оборотными средствами и при этом нет правовой возможности вернуть деньги. Причем "увидел" он это только после того как процветавший ранее бизнес стал постепенно чахнуть. Приглашенный консультант по вопросам безопасности показал те моменты в технологии работы с клиентами, что способствовали возникновению данной ситуации.
Подобных примеров любой предприниматель может привести массу. Причем большая часть убытков предприятий являются следствием вполне определенных действий персонала. Причиной этих действий могут быть умысел либо халатность, но корень зла в людях, в их отношении к своим обязанностям. Поэтому важным моментом является такой аспект деятельности системы безопасности как контроль за работой персонала. Для полноты освещения вопроса лучше, на мой взгляд, говорить не о предприятиях вообще, а о конкретном типе предприятий. Для примера можно взять широко распространенные торговые фирмы.
Прежде чем бороться со злом было бы неплохо понять, на чем оно держится, т. е. какие факторы способствуют таким проявлениям, каковы побудительные мотивы людей его совершающих. В случае с халатностью более или менее понятно - сотрудник, в силу каких то причин, не хочет или не может полноценно работать, и методы борьбы здесь будут соответствующие, больше направленные на выявление профессиональных качеств кандидата и его трудолюбия при устройстве на работу. А вот случай, когда работник намеренно совершает действия, приносящие предприятию убытки, необходимо разобрать более подробно. Такие действия могут быть совершены из корысти либо "из природной вредности". В первом случае нужно искать, каким образом последствия этих действий могут быть выгодны работнику, - то ли он просто кладет в карман изъятые из оборота материальные ценности, то ли кто - то со стороны оплачивает его действия.
Пожалуй, наиболее болезненно для предприятия воровство сотрудников, - человек, работающий в системе видит слабые места системы, знает, как маскировать свои действия. Руководитель торгового предприятия должен четко представлять себе, что работник идет на воровство при сочетании двух факторов - желание украсть и возможность украсть. Возможность украсть есть у тех, кто имеет контрольно-распорядительные функции и/или доступ к материальным ценностям и при этом пользуется определенной бесконтрольностью. А желание украсть возникает под воздействием внешних причин (долги, чрезвычайные обстоятельства, явная неучтенность ТМЦ), либо внутренних (как правило, это недовольство оплатой своего труда и т. п.).
Выяснив положение дел с мотивами можно разрабатывать и систему противодействия. Конечная цель работы этой системы - исключить возможность возникновения факторов способствующих воровству, свести к минимуму потери предприятия от умышленных либо неумышленных действий сотрудников, а промежуточная - создать условия, при которых человек не сможет украсть. Вся система, состоит из трех подсистем:
- выявления и недопущения;
- противодействия;
- восстановления первоначального положения дел.

Подсистема выявления и недопущенья

Задача данной подсистемы заключается в выявлении возможностей "навредить" предприятию и разработке мероприятий по блокированию таких возможностей.
Возможности навредить достаточно обширные, но вполне прогнозируемые: хранение ТМЦ на складе, перемещение со склада в торговый зал, нахождение в торговом зале и продажа клиенту. Если предприятие работает по одной схеме, по устоявшимся правилам и т. п., то работа данной подсистемы нужна на первом этапе, а в дальнейшем ее можно исключить. Если же у предприятия меняется стратегическая линия, профиль, происходит переориентирование по поставщикам либо клиентам то необходимость в работе данной системы очевидна.
Блокирование возможностей вредительства со стороны персонала, как и работа всей системы основана на налаживании контроля за работой персонала, учета ТМЦ и их движения, наблюдения за персоналом и анализа полученной информации. В первую очередь необходима четкая структура предприятия с описанием должностных обязанностей каждого сотрудника. Затем нужно описать те технологические процесс, которые имеют место на предприятии. Основываясь на описании процессов, нужно создать режим работы предприятия и режим обеспечения его охраны. Работа сама по себе достаточно нудная, но необходимая. После того как это все появиться на бумаге, можно переходить к внедрению. А наличие документированной информации даст возможность ясно представлять процессы, планировать внутренние процессы, планировать возникновение "тонких моментов", доказывать вину работника, в случае необходимости.

Подсистема противодействия

Задача данной подсистемы заключается в выявлении фактов "вредительства", в их документировании и пресечении. Данная подсистема должна работать постоянно.
Работа ее основана на тех же элементах, что и предыдущая. Но в отличие от первой упор делается на наблюдение за текущими процессами. Это в первую очередь контроль за выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей, естественно для этого данные обязанности должны быть разработаны и соответствующим образом утверждены. Сам контроль можно осуществлять несколькими путями. Официальная часть включает в себя контроль рабочего времени, контроль отчетности и т. п.
Неофициальная часть состоит из негласного наблюдения за исполнением обязанностей (видео, аудио). Отдельно нужно отметить важность наблюдения за рабочими контактами сотрудников (когда, с кем, по какому вопросу велись переговоры и каков результат), и за уровнем жизни работников (наблюдение в быту, сопоставление доходы/расходы, адекватность поведения доходам).
Важное место, в связи с этим, занимает бухгалтерская и финансовая отчетность. Именно благодаря данному виду бюрократии можно выявить факты воровства и документировать их.

Подсистема восстановления первоначального положения дел

Задача данной подсистемы заключается в возврате предприятию утраченных ТМЦ, их компенсации, либо компенсация вреда нанесенного имиджу. Эта подсистема может задействоваться по мере необходимости. Но ее работа базируется на возможности юридического, психологического и иного воздействия на злоумышленника.
Наверное, не стоит заострять внимание на моменте добровольного возвращения похищенного, - здесь все более или менее понятно. Гораздо интереснее другие способы.
Юридическое воздействие возможно при документальном фиксировании факта воровства и готовности к работе с правоохранительными органами.
Психологическое воздействие возможно при полном или частичном документальном фиксировании воровства и возможности, используя эти данные, оказать на субъект воздействие. Чаще всего это воздействие основывается на нежелании человека предавать огласке либо передавать в правоохранительные органы информацию о совершенном им деянии.
Целью такого воздействия может быть возвращение утраченных сумм и/или восстановление имиджа предприятия.
Итак, для эффективной борьбы с таким негативным явлением как воровство персонала необходим целый комплекс мер. Реализовать их на небольшом по численности предприятии несложно - достаточно совета профессионала. А вот на сравнительно крупном предприятии для достижения ожидаемого результата уже необходим специально выделенный сотрудник, - хорошо если это работник знающий все аспекты безопасности, если нет, то на этапе становления так же необходимо привлечение стороннего профессионала. Затраты на создание такой системы с лихвой окупятся той экономией, которую она принесет.

Обзор рынка безопасности. Выпуск "Воровство в организациях". Оглавление полной версии


МОШЕННИЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА
Что такое мошенничество
Почему воруют
Как бороться
Общие признаки мошенничества
Возможные варианты мошенничества
ВОРОВСТВО НА ФИРМЕ. ЧТО ЭТОМУ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ?
ПОТЕРИ НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ   
Методика выявления воровства в магазинах
КРАТКИЙ ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ОТ КРАЖ
EAS: три технологии
Электромагнитные противокражевые системы
Акустомагнитные противокражные системы
Радиочастотные системы защиты от краж
8.2МГц – сегодня почти абсолютный стандарт для радиочастотных EAS-cистем.
Производители и поставщики
Операционные расходы
Двойной удар
Отличия систем
ПОКУПАТЕЛИ ИЛИ ПОХИТИТЕЛИ
"Профессионалы"
Жертвы соблазна
"Любители"
Что же может служить сигналом?
Что дальше?
КАК СОКРАТИТЬ МАГАЗИННЫЕ КРАЖИ. СОВЕТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Посетители магазина
Планировка магазинов и расположение стеллажей
Анализ причин
Заключение
КАК СПРАВИТЬСЯ С ВОРОВСТВОМ СОТРУДНИКОВ
Правила борьбы
Профилактика злоупотреблений
Реакция на незаконную акцию
ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ
Воровство на кассах (кассиры)




Подписался сам - подпиши товарища!









В избранное