← Март 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
||
9
|
11
|
12
|
13
|
15
|
||
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
||
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.informnn.ru
Открыта:
25-02-2009
Статистика
0 за неделю
Конкурентная разведка. Сам себе разведчик Корпоративная этика в конкурентной разведке
Корпоративная этика в конкурентной разведке.Введение. Часть 1. Этика в конкурентной разведке: прагматический подход. Автор: Евгений Ющук. Надо отметить, что наблюдается парадоксальная ситуация: термин «промышленный шпионаж» в российском уголовном законодательстве пока что отсутствует, но в деловой практике сложилось в принципе единообразное понимание этого термина специалистами. На мой взгляд, это одно из доказательств реального существования этики в конкурентной разведке. А тот факт, что специалисты-практики время от времени по собственной инициативе обсуждают вопросы этики, свидетельствует о том, что вопрос этики действительно
требует осознания профессиональным сообществом. Примером может служить, история оборота в России некоторых обезболивающих лекарственных средств, которые еще недавно продавались свободно. Эти препараты многие годы и даже десятилетия находились в свободной продаже и помогали сотням тысяч людей преодолевать боли, связанные с различными заболеваниями. Но затем, из-за того, что наркоманы употребляли эти лекарственные средства не по их прямому назначению (совершенно не выходя за рамки уголовного законодательства), государство практически запретило
оборот этих препаратов и ввело уголовную ответственность за незаконное применение. А законное их применение государство при этом обременило таким количеством формальностей, что даже врачи стараются не выписывать рецептов, во избежание лишних проблем. В результате законных, но осуждаемых обществом действий наркоманов, нормальные, социально адаптированные пациенты, страдающие сильными болями, остались без эффективных препаратов и зачастую вынуждены довольствоваться плохо помогающими лекарствами других фармацевтических
групп. В результате систематического осуществления так называемых "неэтичных" поступков отдельными индивидуумами или компаниями, обычно нарастает напряженность в обществе, после чего государство вынуждено реагировать. У государства не так много сценариев реагирования на подобные нарушающие общественное спокойствие инциденты. Государство, образно говоря, берет кувалду и плющит всех без разбора. Ему так проще. А это значительно хуже, чем потеря чьей-то отдельной репутации, поскольку грозит потерей всего
рынка для всех - и для тех, кто с репутацией, и для тех, кто без нее – по аналогии с приведенной выше ситуацией с обезболивающими лекарственными средствами. Более того, при таком силовом варианте реагирования со стороны государства сильнее пострадают как раз те участники рынка, кто вел себя «этично» – ведь в жизни «неэтичных» изменений произойдет значительно меньше. Часть 2. Что делать? Автор: Константин Ильин. Попасть под государственную раздачу может практически любой сектор рынка. «Заплющить и зачистить» могут даже полностью государственную отрасль, не говоря уже каких-то коммерсантах. Что же является мерилом необратимого вмешательства госкатка? Таким образом получается, что в общем случае для существования и развития на рынке необходимо, как минимум, не создавать своими действиями угроз общественной и государственной безопасности и не «нервировать» общественное мнение. Иными словами, у государства и общества необходимо сформировать нужное для участников рынка восприятие их деятельности. То есть, мы ведем речь о том, что государство и общество должно быть надлежащим образом информировано о следующем:
Перечень не полон, но хочу обратить внимание на последний пункт. Он, по-моему, ключевой в восприятии, как государства, так и общества «Народ хочет знать», как обуздать зарвавшегося коммерсанта, а государство хочет знать, через кого конкретного оно может воздействовать на рынок в целом, и на каждого его члена в отдельности. Нужно ли им такое знание? Безусловно – да, ибо оно станет своеобразным предохранителем от ненужных волнений на тему опасности для государства и общества со стороны участников такого прозрачного и понятного рынка. Таковым Законом в большинстве случаев становится Кодекс корпоративной этики, чье основное предназначение - дать бизнесу, государству и обществу четкое понимание правил поведения, которых добровольно придерживается в своей работе большинство участников данного сектора рынка, и обозначить тот водораздел между «белой» (добросовестной, ответственной) и иной частью данного сектора рынка, по которому проходит граница соблюдения норм общественной и государственной безопасности. Понятно, что, объединившись, отстаивать и защищать свои интересы проще и легче. Применительно к конкурентной разведке (КР), это означает, что процесс добровольного объединения участников рынка в легальные объединения и добровольное принятие на себя в рамках этих объединений норм и правил Кодекса корпоративной этики в КР – единственный путь к практически полной легализации этого сектора услуг, к получению формальной санкции от государства на свою деятельность и такого же формального одобрения обществом такой деятельности. Рынок КР должен выйти из тени, в которой он сегодня в значительной степени находится, и стать полноправным участником финансово-хозяйственной деятельности. Если же сообщество профессионалов конкурентной разведки будет по-прежнему разрознено и раздираемо внутренними противоречиями и разными подходами к формам и методам работы, то в эту весьма деликатную сферу услуг неизбежно придет государство и установит свои правила игры. И не факт, что они действующим участникам рынка КР подойдут. Как уже говорилось, участники рынка конкурентной разведки сами должны предложить государству тот водораздел, за которым заканчивается КР и начинается фактически противозаконная, и уж точно не одобряемая им (государством) деятельность, иначе государство в своем стремлении все запретить, само установит официальную границу где-то на уровне получения лицензии в МВД на разовое изучение хозяйственной деятельности интересующей фирмы с обязательным предоставлением отчета о выполненной работе. Далее я хочу изложить и обосновать свою точку зрения на тот баланс наших потребностей, требований государства и ожиданий общества, установление и соблюдение которого позволит (на мой взгляд) предохранить отечественный рынок КР от «государственной зачистки» и сможет вывести его на принципиально новый уровень развития – превратив в цивилизованный белый (без всяких кавычек) рынок услуг конкурентной разведки. Для начала нелишне будет напомнить, что основная цель деятельности конкурентной разведки (даже если она работает в интересах службы безопасности предприятия) – получение дохода. Иначе с «добровольно налагаемыми ограничениями деятельности» можно зайти слишком далеко.
О средствах достижения цели. О пределах личной этичности. В личностной этике, как уже упоминалось выше, индивидуум самостоятельно определяет те нормы и принципы поведения, которые он принимает для себя и которым он собирается следовать. При этом только его собственные моральные принципы и устои являются гарантом соблюдения этих правил. К тому же, в силу разных причин, индивидуум может изменить ранее установленные для себя нормы поведения и от этого он не перестанет быть индивидуумом и специалистом КР. Корпоративная этика предполагает такие поведенческие нормы, как открытость, честность, верность обязательствам и собственному слову, уважение законов, умение цивилизованно вести бизнес. Таким образом, главное предназначение «Кодекса корпоративной этики в КР» (на мой взгляд) в том, что это тот водораздел между абсолютно незаконным и явным образом не нарушающим закон, на который государство смотрит нейтрально-снисходительно. Коллеги, пусть Вас не пугает фраза «явным образом не нарушающим закон». К ее ограничителям, делающим эту фразу «белой и пушистой» мы вернемся чуть позже. Уважаемые коллеги. Здесь весь вопрос в том, что «Кодекс корпоративный этики в КР» формально допускает отступление от норм действующего законодательства (зачастую возможность двоякого толкования одной нормы закона, как уже было сказано, просто не оставляет специалисту КР выбора – что бы он не сделал, он нарушит закон), однако явным образом лишает нарушившего его своей корпоративной поддержки, ограничивая возможности этого нарушения целым рядом жестких требований. Я не претендую на истину в последней инстанции, но по моему личному мнению, наш «Кодекс корпоративный этики в КР» должен оставлять нам возможность добывать информацию, формально оставаясь в правовом поле, в крайнем случае допуская частичный выход за его рамки. И на этот выход должны накладываться жесткие ограничения. Во-первых, эти действия не должны создавать угроз общественной безопасности (в принципе, речь можно вести о более широком понятии – государственной и общественной безопасности, причем государственной, как внутренней, так и внешней). Ну вот мы и подошли к определению термина «Корпоративная этика в КР», который и предоставляем на Ваш суд. Корпоративная этика в конкурентной разведке - это добровольно принимаемые на себя участниками рынка КР обязательства по применению таких форм и методов работы, которые, не создавая угроз общественной безопасности, позволяют добиваться нужного результата, не выходя явным образом за рамки действующего законодательства и вызывают при этом приемлемую для участников рынка КР реакцию государства и общества. Определение дано. А механизм, который позволяет поставить это определение на службу профессиональному сообществу – это создание сообщества (или сообществ) профессионалов конкурентной разведки. Это сообщество должно быть полезным своим членам, поскольку иначе оно окажется неработоспособным. И создаваться оно должно не потому, что это модно, а на основе понимания участниками рынка жизненной необходимости объединяться и отстаивать свои интересы не только перед государством, но и перед угрозой со
стороны «оголодавших наемников». Иного пути превратить конкурентную разведку в легальный, респектабельный и стабильный бизнес никто не придумал. Авторы: Евгений Ющук и Константин Ильин Ведущий рассылки - Агентство "Информант" (831) 413-26-83 |
В избранное | ||