Велоплуг – усовершенствованный вариант.
Опыт эксплуатации велоплуга, о котором я уже рассказывал на страницах журнала, выявил некоторые недостатки моей первоначальной конструкции. Так, запустить двигатель Д-6 с буксира одному человеку не представлялось возможным из-за большого передаточного отношения цепного редуктора. Двигатель, не имевший системы принудительного охлаждения, при работе сильно перегревался. Из-за того, что ведомая звездочка 2=48 находилась рядом с колесом, зазор между ними забивался землей, в результате цепь то и дело соскальзывала. Не очень удачно был установлен руль, да и ширина его оказалась недостаточной. Дополнительный груз на багажнике велоплуга, необходимый для улучшения сцепления ведущего ноле-са с грунтом, значительно повышал центр тяжести и затруднял управление. Все это вынудило меня взяться за модернизацию своего механического помощника.
Прежде всего я усовершенствовал раму — удлинил ее на 300 мм, а отрезанную рулевую втулку приварил под большим углом. Ширину руля увеличил, вварив в него вставку длиной 250 мм. Чтобы обеспечить лучшее сцепление ведущего колеса с грунтом, изготовил новый обод шириной 100 мм, а зто повлекло за собой увеличение расстояния между перьями задней вилки.К последней с правой стороны рамы прикрепил подножку от велосипеда — теперь велоплуг не заваливается на бок при остановках.
Трансмиссия машины — двухступенчатая цепная передача. Промежуточный узел передачи — каретка — состоит из вала и двух звездочек: Ъ = 48 от велосипеда и Ъ = 10 от двигателя Д-6. Вал пришлось выточить на станке, зато все остальные элементы каретки, включая подшипники, использовал готовые, велосипедные. Шатун у звездочки 7 = 48 отрезал, оставив лишь хвостовую часть с отверстием для ее крепления клином. По обе стороны звездочки установил вырезанные из миллиметровой жести диски 0 230 мм, предотвращающие соскакивание цепи, а вал звездочки затянул гайкой М14. Другую звездоч-ну наретки — 2 = 10 — зафиксировал шпонкой.
В качестве силовой установки велоплуга я применил простой и надежный двигатель Д-6. Коротко расснажу о его доработке. Прежде всего потребовалось изготовить механизм запуска. Для этого я снял крышку редуктора, вывинтил болт М8 и вместо него установил также выточенный на станке вал шкива, затянув им ведущую шестерню 2 = 20. Чтобы предотвратить самопроизвольное отвинчивание вала, я опаял его вокруг звездочки. В крышне редуктора просверлил по центру отверстия 0 12,5 мм. Кстати, сам пусковой шкив можно выточить из алюминия, а можно и взять готовый — например, от электромотора стиральной машины «Рига».
Не менее важный этап доработки двигателя — вынос выходной звездочки 2 = 10 за крышку сцепления, Саму звездочку я поместил между специально выточенными фланцем и шайбой (см. рис. 4). Крепление звездочки — гайкой и контргайкой, а также четырьмя винтами Мб. Причем головни последних необходимо опаять или запить густой нраской, чтобы они не отвинчивались из-за вибрации.
Такая перзделка заставила изменить схему выключения сцепления. Мне пришлось вытянуть выжимной рычаг сцепления и по центру расположения толкателя в крышке просверлить отверстие 0 20 мм. В крышке сцепления над местогл расположения вала выжимного рычага просверлил отверстие 0 10 мм и нарезал в нем резьбу М12. Затем выточил болт-удлинитель, в который сверху ввинтил регулировочный болт троса сцепления. К нижнему отверстию крышки прикрепил кронштейн выжимного рычага сцепления. Сам рычаг изготовил из стального стержня 0 8 мм и длиной 215 мм. В отверстие фланца ведущей звездочки поместил шарин и вставил толкатель длиной 85 мм, после чего болтом М4 прикрепил выжимной рычаг к кронштейну и установил трос сцепления. Схема доработанного двигателя показана на рисунке 4.
В рабочем состоянии велоплуг движется со скоростью 4,1 нм/ч. Естественно, двигатель Д-6 при таком режиме работы сильно перегревается. Поэтому пришлось изготовить систему принудительного охлаждения. Вентилятор вырезая из жести толщиной 1,2 мм, лопасти егс выгнул под углом 30°, привод — от ззездочки 2=10, зацепление которой с цепью регулируется пластинчатым кронштейном (см. рисунок 5). Лопасти вращаются в кожухе из жести 0 190 мм.
Кузьма | 06.11.2009 | В рубриках: Новости
Адрес для трекбека | Comments RSS