Мотоплуг «ТЯНИТОЛКАЙ» в огороде.
![Рис. 1 Рис. 1](http://motoplug.ru/wp-content/gallery/cache/35_web20_320x240_tyani_1.jpg)
Место расположения рабочего органа на раме также существенно для одноколесной комгоновки. Так, при испытаниях с задней навеской культиватора или ппуга получение прямых борозд требовало от оператора известной сноровки. Передняя установка орудия изменила поведение мотоблока: колесо шло по проложенной борозде как по направляющей, отчего грядки получались как по линейке! Автоматическое поддержание постоянного заглубления рабочего инструмента обеспечено копирующим колесом, жестко связанным с ним передней вилкой и регулировочной тягой.
Требования к двигателю одноколесной схемы также несколько более строгие: помимо обеспечения необходимой мощности и принудительного охлаждения, он должен иметь небольшой вес и габариты. На моем мотоблоке установлен двигатель от мопеда Ш-58. Принудительное охлаждение — центробежным вентилятором, крыльчатка которого крепится через выполненное в крышке картера отверстие к маховику двигателя на место установки съемника. Кожух вентилятора, изготовленный из гонкого листового металла, имеет центральные входные
отверстия и тангенциальный выходной патрубок, который соединяется гофрированным шлангом с дефлектором на цилиндре двигателя. Необходимое охлаждение двигателю может обеспечить и система с влекгровентилягором на базе двигателя постоянного тока (марки МЭИ 12/5) с крыльчаткой в жестяном корпусе. При боковой его установке в ребрах головки надо будет просверлить несколько сквозных отверстий Ø 15 мм. Напряжение к клеммам электродвигателя подается через диодный выпрямитель, смонтированный внутри кожуха вентилятора
на текстолитовой пластине, от обмотки освещения магдино, которую следует перемотать проводом меньшего сечения, увеличив число витков вдвое.
Рама — из толстостенных стальных труб Ø 33 мм. Ее боковые дуги ввариваются с одной стороны в отрезок трубы с внутренним Ø 33 мм, ориентированный горизонтально, а с противоположной — в вертикальную стальную втулку с наружным Ø 40 мм. Первый служит для передней установки рабочего инструмента, а втора* — для сцепки с двухколесным прицепом. Вертикальная стельная полоса толщиной 6 мм, приваренная в передней части рамы, имеет проушины для крепления двигателя. Верхнюю опору двигателя
образует приваренной к вертикальной дуге рамы трубчатый кронштейн. Он же служит опорой для установки топливного бака, заимствованного от мопеда и катушки зажигания типа Б-300. На боковых дугах рамы сваркой закреплены пластинчатые кронштейны ручек управления, упоры оси колеса, опоры корпуса промежуточного вала и наклонный упор натяжного устройства. Задняя часть вертикальной дуги оснащается проушинами для упора ручек управления. Две пары сквозных вертикальных отверстий Ø 8,5 мм в боковых дугах рамы предназначены
для стремянок — двух U-образных стальных стержней с резьбой на концах, прижимающих к упорам ось ведущего колеса.
Рис. 1
Р и с. 1. Общий вид мотоблока с культиватором: 1 — ручка газа 2 — рычаг переключения скоростей, 3 — рычаг сцепления, 4 — ручка управления, 5 — рама, 6 — кронштейн задней навески рабочих орудий, 7 — грун-тозацепы. 8 — колесо. 9 — промежуточный узел, 10 — бан, 11 — двигатель. 12 — ношух вентилятора. 13 — дефлектор цилиндра. 14 — копирующее колесо. 15 — вилка копирующего колеса, 16 — регулировочная тяга, 17 — лапа культиватора.
Ручками управления служат две стальных трубы Ø 25 мм. К их концам приварены втулки с горизонтальным отверстием лсд болт М10. Между собой они соединяются растяжками из стального прутка Ø 10 мм и поперечной трубкой, в которой закрепляется шарнирный упорный болт для регулировки положения ручки. В нерабочем положении ручку можно откинуть вверх. Расположение рукояток и рычагов управления — как принято на мототехнике: правая поворотная ручка связана с дроссельной заслонкой карбюратора, а левый рычаг — с муфтой сцепления двигателя. С правой стороны смонтированы рычаг переключения скоростей и упоры оболочек тросов. Рычаг фиксируется в трех положениях пружинной защелкой, предохраняющей двигатель 01 поломки при самопроизвольном переключении передач.
Трансмиссия мотоблока представляет собой двухступенчатый цепной редуктор. Крутящий момент с выходной звездочки двигателя передается цепью с шагом 15,87 мм на большую звездочку промежуточного вала Обе звездочки — от колесной передачи мопеда «Рига». Затем с малой звездочки промежуточного вала (Z=14) момент передается на колесную звездочку (Z=39). Промежуточный узел—вал, установленный на двух подшипниках № 205 в точеном стальном корпусе. Так кан обе его звездочки расположены на одной стороне вала, для передачи крутящего момента достаточно соединить их ступицы сваркой, а не фиксировать каждую звездочку на валу. Корпус промежуточного вала соединяется с кронштейном рамы на шарнире, позволяющем изменять его положение и в продольном, и в вертикальном направлении. Это дает возможность осуществлять одновременное натяжение обеих цепных передач. А в требуемом положении корпус фиксируется натяжным болтом, вворачиваемым в наклонный упор рамы.
Ступица ведущего колеса вытачивается из отрезка толстостенной стальной трубы Ø 60 мм. На наружной поверхности сваркой укреплены звездочка я фланец крепления диска колес. В расточенные с торцов трубы гнезда устанавливаются подшипники № 205. Так как боковой нагрузки ступица колеса практически не испытывает, для фиксации подшипников достаточно раскернить у их наружной обоймы края гнезд в 3—4 точках.
Ведущее колесо может быть любое, с наружным Ø 540 мм при ширина 105 мм. В данной конструкции использованы диски 4,50—10 и резина от мотороллера 4,00—10.
Стальные грунтозацепы ведущего колеса представляют собой два полукольца, согнутые из полосы 60X5 мм и соединяемые с одной стороны шарниром, а с другой — стяжным болтом М10. Снаружи на ребро привариваются 14 стальных полос 30X5 мм, согнутых пополам под углом 45°. Чтобы обруч не соскакивал с колеса, на каждом из торцов приварено по четыре боковых упора. Если повышенное сцепление не требуется, грунтозацепы легко снять с колеса, поскольку они монтируются без декомпрессии и накачки шины.
Рабочие орудия — культиваторы, плуг, борона, бульдозерный отвал, транспортная тележка и другие — могут устанавливаться либо за, либо перед колесом мотоблока. На рисунке изображена передняя установка культиватора с копирующим устройством. Кронштейн папы культиватора изготовлен из толстостенной стальной трубы Ø 33 мм. Чтобы труба при изгибе не сминалась, эту операцию следует проводить в нагретом состоянии, предварительно набив внутреннюю полость песком. Укрепленная на нижнем конце кронштейна лапа обеспечивает культивацию пласта земпи без его переворота, а приваренный выше решетчатый отвал из стальных прутьев Ø 10 мм выполняет функции окучника.
Возможность регулировки и точного выдерживания глубины обработки почвы достигается с помощью копирующего устройства, состоящего из сваренного из стальной полосы колеса, вилки, несущей его ось и закрепленной на кронштейне рабочего органа, и регулировочной тяги. Ее втулка — трубка Ø 22 мм с внутренней резьбой Ml 2 с одной стороны — правой, с другой — левой. Две тяги с соответствующей резьбой соединяют вилку колеса через втулку с кронштейном. Таким образом, поворот втулки в ту или другую сторону меняет длину тяги, а следовательно, и положение копирующего колеса отностельно рабочего инструмент.
Кузьма | 02.11.2009 | В рубриках: Плуги с мото приводом
Адрес для трекбека | Comments RSS