На сей раз я не хочу быть гуру, и мои вопросы начинаются уже с заголовка. Хотя я однажды готовил подробную статью об истории и типах цифрового телевещания, от этой энциклопедичной информации на практике оказывается мало проку. К знаниям надо приложить интуицию, а значит – мечтать, предполагать и прорицать. Как всегда, я не хочу это делать на технократичном уровне, жонглируя спецификациями. Спецификации выветриваются из моей головы быстрее, чем пальцы стучат по клавиатуре. Я не люблю доводить мысль до самого
конца – я теряю к ней интерес гораздо раньше. Это так противоречит рациональному мышлению. Иногда мне кажется, что я и радиоинженеры представляем разные цивилизации. Если среди читателей такие найдутся, то тем лучше для них…
Пожалуй, наибольшее впечатление на традиционной выставке Hi-Fi / Home Theatre Show в отеле “Софитель Ирис” оставила демонстрация телеприема спутникового канала в стандарте “высокой четкости”. Западное название – HDTV, у специалистов принято обозначение «строчного разрешения» 720р или 1080i. Эти загадочные письмена вряд ли объясняют феномен притягательности замечательно чистой и плавно “движущейся” картинки на экране. Новые студии, по всей видимости, покончат с источником DVD, который не «проходит» в новый
стандарт четкости.
Оговорюсь: мне неизвестно, что происходит с форматом HD-DVD, на выставке даже духа его не было. Дистрибьютор HDTV-оборудования, фирма “Эра” заполучила HD-видеомагнитофоны и компактную камеру для студий. Звук пишется без сжатия и в Dolby E – системе, о которой я слышал лишь однажды. Видео – в MPEG-2 или 4. Картриджи-носители – критичны для сохранения качества, но что именно скрывается за индексом HD, мне сказать трудно. Можно гадать насчет разработки неких универсальных новых носителей “эпохи HDTV”… Мне всегда
как-то больше импонировала лента (D-VHS, например), я не верю в оптический метод считывания кода с диска. Однако, безусловное преимущество телевещания – в том, что в этой цепи радикально пересматривается самый капризный элемент современного домашнего театра – видеопроцессор DVD со всеми его мегагерцами и битами.
Демонстрация привлекла именно минимумом “железа” в обиходе, на дому: знакомая многим “тарелка”, блочок приемника (тюнера) и средство отображения – проектор, плоская панель… Привлекает и то, что сфера не кишит конкурентами и “Эра” пользуется этим, чтобы честно и добросовестно “набирать очки”. Привлекает “гибкое” и очень нейтральное качество картинки в этом формате – его можно регулировать и “перекрашивать” в зависимости от вашего надомного “железа”. Картинку не назовешь ни теплой (как обычно на PAL-DVD),
ни прохладной или бестелесной (как наш SECAM). Интуиция почему-то подсказывает мне, что пока еще передаваемая картинка плохо переносит перегрузку цвета (я не мог опробовать регулировку цветности на демонстрации). Но общая стабильность картинки и прямизна линий – шикарные.
Лично я согласен на качество картинки, которое вдруг появляется у отечественных каналов, если их принимать через блок “обычного” (не-HDTV) спутникового тюнера. Я пока не знаю, что бы я делал с HDTV – мне хватает аудио. Несколько лет назад в Берлине я видел HDTV на экране огромных пропорций – что и говорить. Но наверно, ставить эту штуку дома “для красоты”, “чтобы было – не помешает” или, например, в дополнение к биллиарду, бассейну или бару – кощунство. Потрясающий реализм HDTV предполагает полное погружение
зрителя в программу, полную отрешенность. На нечто похожее претендовала “стереоскопия”, а потом – каждый уважающий себя кинотеатр. Каждый кинотеатр хочет каждый раз непременно ошарашивать зрителя не хуже “Звездных войн”, “Матрицы” или хотя бы “Ночного дозора”. Наверно, неслучайна симпатия, которую я питаю к DLP-проекторам и антипатия к DVD-video. Первые исключительно хороши для передачи объема образов в романтических мелодрамах и «музыкалках» (любимые жанры), вторые же выигрышны на «рваных» компьютерных эффектах
фильмов «Видок» или «Пирл Харбор». Как в эти приоритеты встраивается HDTV? Пока не знаю.
Разумеется, HDTV – это еще и цифровой звук, как правило, в 5.1. Прямые трансляции со временем могут заменить нам всем не только видео-DVD, но и аналоговое FM-радио, которое далеко не исчерпало своего ресурса качества. На выставке саундтрек программы прозвучал очень «живо» и выразительно… Кстати, еще одна любопытная новость касается судьбы супер-аудио-CD. На фирме Sony Music мне показали служебный циркуляр, согласно которому формат SACD может быть постепенно свернут. Это прямо не утверждается, но в планах
фирмы, которая инициировала этот носитель – выпускать значительное число записей на DVD-Audio. Как известно, Sony избегала до последних пор включать схемы DVD-A в свои аудиодекодеры, бойкотируя формат.
В отличие от DVD-video, аудио мне кажется превосходным и предельно близким по образности к студийным катушечным ленточным магнитофонам прошлого. Намечается отличный тандем: вместо видео-носителей грядет HDTV-вещание, а единственным аудионосителем станет DVD-A. Как бы я ни хотел, реальность может оказаться прозаичнее. В частности, везде возобладает наиболее дешевая “раздача” информации по веб-сети. Что-то вроде «китайских мыльниц», разброссаных по комнатам. К счастью, это не будет иметь отношение к проектам,
которые обсуждаем мы в рамках этой рубрики.