19 декабря 2001 года
Мастерство управления автомобилем
Содержание рассылки.
Анонсы статей вышедших за время выхода предыдущей рассылки.
Статья - Первый - пошел!
Статья - В свете фар. Ночью на дороге надо быть особенно внимательным ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Несколько лет назад этот автомобиль был символом нарождающегося среднего класса. Знаком времени, когда в России, наконец, перестали бездумно покупать только ультрадорогие "миллионерские" модели, когда появились люди, умеющие считать свои кровно заработанные деньги... Итак, "Nissan Almera". Строгая, в меру консервативная машина гольф-класса. Недавно на смену ей подоспела новая модель, и первая "Almera" окончательно перешла в ранг подержанных машин. Надо сразу отметить, что проведенное "расследование" нас самих слегка обескуражило. Скромная "Almera" оказалась удивительно выносливым автомобилем. Пусть сравнение звучит банально, однако по надежности этот "Nissan" можно смело ставить на одну полку с "Мерседесом".
За окном раздался выстрел, затем - полицейский свисток. "Кажется, возле нашего дома криминальная разборка, Холмс", - встревожился доктор Ватсон и достал из стала револьвер, собираясь зарядить его. "Не разборка, а банальное ДТП, - поправил его великий Сыщик. - Это был не выстрел, а звук лопнувшей шины. Но все равно любопытно, пойдемте поглядим"...
До наступления нового года остались считанные дни, и на авторынках начинается предпраздничное затишье. Поэтому сегодня мы не будем давать пространные советы о том, как правильно выбрать качественные запчасти для вашей машины. Давайте лучше послушаем рассказы водителей, которые "обожглись" на подделках. Подобные истории часто приходится слышать от знакомых, нередки такие письма и в редакционной почте. Дабы обезопасить других автовладельцев от аналогичных ошибок, мы выбрали четыре наиболее типичных случая.
За последние 5 лет в моих руках побывало пять японских автомобилей. Надеюсь, наблюдения, сделанные в процессе их эксплуатации, помогут сделать читателям правильный вывод при покупке подобных машин
В этой брошюре, изданной одним из украинских издательств собраны и обобщены удивительно простые способы, как продлить жизнь автомобиля, сделать его надежным, удобным, красивым. При подготовке брошюры использованы как личные наблюдения автолюбителей, так и советы опытных водителей, опубликованные на страницах средств массовой информации. Советы в книге разделены на рекомендации общего характера, советы автовладельцам "Жигулей", "Москвичей", и "Запорожцев"
На протяжении десятилетий центрально-моторные автомобили – эта немногочисленная элита спортивных моделей – оставались «запретным плодом» для большинства водителей. Слишком дорогое удовольствие! Немногие могли выложить сотню-другую тысяч долларов за престижный суперкар… В последние годы ситуация изменилась. Один за другим появились несколько сравнительно доступных центрально-моторных моделей. Недавно в игру вступила Renault - французы выставили на рынок автомобиль с двигателем в центре, созданный на базе массового хэтчбека Clio.
Главный редактор "Мотора" Михаил Галкин встретился с Вольфгангом Шлимме, генеральным директором компании BMW Russland Trading, представляющей в России интересы группы BMW.
Бывшая Chrysler Corp. одним из главных своих достижений считает "изобретение" мини-вэна. Строго говоря, это не так, особенно если не заниматься рассуждениями о том, чем мини-вэн отличается (и отличается ли) от микроавтобуса. Несомненная заслуга Chrysler в том, что в 80-е корпорации удалось продвинуть мини-вэн на рынок, превратив его в массовый продукт. Что же касается "изобретения"...
Начало этой истории было положено осенью 1996 года, когда две молодые пары отправились на моей Audi 80 quattro в Мюнхен попить пивка на October Fest. История собственно произошла уже в Германии, где я, измученный ненавязчивым нашим сервисом и магазинами запчастей планировал кое-чего прикупить для своей машинки. А по возможности и помародерствовать на шроте...
В книге Е.С.Бурмистрова и В.П.Шевченко описаны типовые ситуации угона автомобилей, действия угонщиков, основные требования, предъявляемые к автомобильным охранным устройствам. На основе анализа различных способов угона даны рекомендации по охране автомобиля, предложены наиболее эффективные варианты оборудования автомобиля охранными системами и устройствами.
Первый - пошел!
Чтобы технично и безопасно выполнить обгон, нужно учесть большой комплекс различных факторов. Здесь, даже водители со стажем допускают ошибки.
Согласно правилам дорожного движения "обгон - это опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом из занимаемой полосы движения и последующим возвращением на нее". Правилами предусмотрены и условия, при которых обгон запрещен, например, на железнодорожном переезде, на участках дорог с ограниченной видимостью и др. Но на практике все намного сложнее.
Условия для обгона
Выполняя этот маневр нужно в первую очередь учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности участка дороги, скорость встречной и обгоняемой машины, динамику ускорения своего автомобиля.
При обгоне дистанция до впереди идущего автомобиля должна позволить набрать скорость, достаточную для быстрого опережения. В случае же, когда обгоняют вас, это расстояние должно позволить обгоняющему автомобилю, безопасно занять место впереди вас. Эти рекомендации являются не только правилами хорошего тона: в первую очередь это показатель высокого профессионального уровня водителя.
Очень важно при обгоне правильно выбрать участок дороги, который позволит безопасно выполнить маневр. Помните, что согласно ПДД, нельзя обгонять на подъемах, поворотах, мостах и съездах с них, перекрестках равнозначных дорог, железнодорожных переездах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или недостаточной видимостью т.п.
При опережении нужно правильно учесть скорость обгоняемого автомобиля, для того чтобы находиться на полосе встречного движения минимальное время. В оценке скорости встречного автомобиля шоферы также часто ошибаются. Отчасти в этом виноваты и водители встречного транспорта, которые, к примеру, могут существенно превышать разрешенный ПДД лимит скорости, сбивая с толку водителей, совершающих обгон.
Не менее важны и динамические возможности вашего автомобиля, которые обязательно нужно знать. Обычно приемистость оценивают по времени разгона от 0 до 100 км/ч и этот параметр входит в технические характеристики транспортного средства. К примеру, у ВАЗ-2109 с двигателем объемом 1, 3 л разгон от 0 до 100 км/ч составляет 14.5 секунд. Но более важный фактор - время разгона с 80 км/ч и , например, к 120 км/ч. Это важно для обгона большинства тихоходных транспортных средств. Чтобы получить представление об этом, проведите эксперимент, который подскажет вам этот параметр. засеките время и расстояние, необходимое для разгона от 80 до 120 км/ч.
Тактика обгона
При приближении к обгоняемому автомобилю нужно несколько сместиться влево и вправо по полосе, чтобы проконтролировать дорогу перед ним. Например, незамеченное вами препятствие, которое может возникнуть перед обгоняемым автомобилем вынудит его принять влево или тормозить. Такие действия приведут к тому, что Вам в свою очередь придется также смещаться вправо или прекращать обгон.
Прежде чем начать опережение убедитесь, что его выполнение не создаст опасности для вас и других участков дорожного движения. Оцените дистанцию до обгоняемого автомобиля - позволит ли она набрать вам большую скорость, нежели у него, а также - расстояние перед обгоняемым автомобилем и тем, который движется перед ним - позволит ли оно вам нормально завершить маневр. Перед его началом обязательно посмотрите в зеркало заднего вида - не опережает ли вас автомобиль, движущийся сзади. Заранее включите левый указатель поворота. Этим вы предупредите водителей, движущихся сзади, о том, что вы собираетесь начать опережение и заставит их повременить с подобным маневром. В ночное время суток водителя обгоняемого автомобиля можно сигнализировать о ваших намерениях включением дальнего света фар. Этим способом можно предупредить впереди идущую машину в сложных дорожных условиях (узкая дорога, туман и др.).
Учтите, если водитель автомобиля, движущегося впереди, притормаживает или включил левый указатель поворота, от обгона следует отказаться, так как вполне возможно, что он также собирается начать опережение или повернуть налево.
Еще раз обратите внимание, что для более эффективного опережения нужно использовать динамику "наката". Приблизившись к обгоняемой машине на 20-30 метров можно выезжать на встречную полосу движения. Основная ошибка многих водителей, когда они для опережения начинают перестраиваться на встречную полосу движения, когда дистанция до обгоняемого автомобиля до 5-10 метров. При этом может оказаться, что на встречу движется незамеченная вовремя машина и вам будет необходимо срочно прекращать маневр. Помните, что разница в скоростях вашего и обгоняемого автомобиля является фактической скоростью, которую вам нужно "погасить", возвращаясь в свою полосу. Очень трудно остановиться, если, к примеру, обгоняемый - тихоходный транспорт, особенно, если он собрал за собой хвост из нескольких медленно едущих машин и вам нужно "нырнуть" между ними.
Помните, что обгон нужно провести как можно быстрее, не задерживаясь долго в "мертвой" зоне обгоняемого автомобиля. Если при опережении обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось, можно прибегнуть к экстренному разгону. В этом случае рекомендуется быстро переключиться на пониженную передачу и полностью нажать педаль "газа" - таким образом, машина получит более интенсивное ускорение. Однако если же в процессе выполнения маневра у вас возникли сомнения по поводу успешного его завершения, немедленно возвращайтесь обратно в свою полосу движения.
Перед завершением опережения включите правый указатель поворота, предупредив водителя обгоняемого автомобиля о перестроении. Завершать обгон следует начинать не раньше того, как в зеркале заднего вида вы сможете увидеть фары обгоняемого автомобиля.
Если вы оказались в роли обгоняемого автомобиля, нужно вести себя так, чтобы облегчить выполнение опережения автомобилю, движущемуся за вами. Не стоит увеличивать свою скорость, в то время, когда вас обгоняют. Если водитель встречного автомобиля не успевает завершить обгон, то самым правильным решением будет принят вправо или притормозить для того, что он имел запас по ширине и дистанции для окончания маневра.
Правила хорошего тона
Существенно затрудняет опережение на трассе медленно движущиеся автомобили. Особенно в тех случаях, когда встречное движение на столько интенсивно, что затрудняет их обгон. В этом случае воспитанный водитель "тихохода" сместится правее или даже выедет на обочину, чтобы его смоги обогнать. Если опережение производится из колонны, то очередность определяется близостью к обгоняемому автомобилю. Но, если ваша динамика значительно уступает другим участникам, то рекомендуется дать возможность более быстроходным попутчикам, совершить опережение первыми.
Когда обгон предпринимают несколько автомобилей одновременно, то приоритет имеет тот, кто начал обгон первым. И обгонять можно только после того, как первый автомобиль, который совершал этот маневр, вернулся в свою полосу. Совершать опережение сразу за ним небезопасно, так как впереди может оказаться встречный автомобиль. И если впереди идущая машина успеет перестроиться в свой ряд, у вас для этого может не хватить, не только времени, но и места.
Не стоит прибегать и к так называемому "двойному обгону" - опережению автомобиля, в то время, когда он уже начал обгон впереди идущей машины. Учтите, такие действия небезопасны для всех участников маневра.
Если Ваш опыт не позволяет с полной уверенностью рассчитать параметры при обгоне, можно использовать помощь того же обгоняемого, но для этого следует убедиться в том, что он вас видит и понимает ваши намерения, например, выехать несколько левее и ехать включенным левым поворотом. Чаще всего подавляющее большинство водителей позволят совершить безопасный маневр, приняв вправо и уменьшив скорость. Если едущий навстречу водитель резко увеличил скорость, ни в коем случае не ищите спасения на встречной обочине. Ширина дороги позволит разъехаться, если учесть размер обочины и содействие хотя бы одного из непосредственных участников "инцидента".
Рубрику ведет технический директор «Автоакадемии водительского мастерства»
Леонид Шубин
http://www.avtoacad.kiev.ua/
В свете фар. Ночью на дороге надо быть особенно внимательным
Ночная езда бывает достаточно сложной даже для опытных автомобилистов. А начинающие часто вообще едут «на ощупь». Чтобы чувствовать себя на темной дороге более уверенно и комфортно, надо помнить несколько простых правил.
Прежде всего, следует позаботиться о чистоте лобового стекла – как снаружи, так и изнутри. Грязное стекло сильно бликует от света фар встречных машин, из-за чего видимость резко ухудшается. (Отсюда, кстати, еще одно правило – даже летом держать в бачке омывателя не просто воду, а специальную жидкость или раствор с моющими присадками).
Следует также отрегулировать яркость освещения панели приборов. Она должна быть не тусклой, чтобы показания приборов легко читались, но и не раздражать своим светом глаза водителя.
Если имеется регулятор светового пучка, то нелишне подкорректировать положение фар в соответствии с загрузкой автомобиля. Чем тяжелее корма (несколько пассажиров на заднем диване, большой груз в багажнике), тем выше машина «задирает нос» и тем большую цифру надо выставить на регуляторе, чтобы ваши фары не слепили встречных автомобилистов.
Наконец, не забудьте поставить внутреннее зеркало в положение для ночной езды (там есть переключатель). Иначе всю дорогу будете щуриться от света фар идущих сзади автомобилей.
Теперь можно отправляться в путь. Обязательно включите ближний свет, даже если шоссе освещается фонарями (разумно взять за правило ездить с ближним светом и днем). Запомните раз и навсегда – габаритные огни предназначены лишь для обозначения стоящего в темное время суток автомобиля.
В дополнение к ближнему свету можно включить противотуманные фары. Встречных водителей они, как правило, не слепят, а вам помогут лучше видеть край обочины.
Еще лучше дорогу, конечно, видно при дальнем свете. Но им можно пользоваться только на загородных трассах, причем если перед вами или навстречу не едет другая машина. Догоняя кого-то, переключайтесь на ближний сразу, едва свет ваших фар отразится от его катафотов. Когда поравняетесь с ним, опять можно включить дальний. А он, по идее, должен в этом момент оказать вам ответную любезность и переключиться на ближний… К слову, собираясь идти на обгон, лучше загодя предупредить об этом обгоняемого автомобилиста, помигав ему дальним светом.
При разъезде со встречным автомобилем убирать дальний свет надо в то мгновение, когда… вам захочется, чтобы другой водитель тоже это сделал. Культурные водители в девяти таких случаях из десяти переходят на ближний, как только завидят один другого, причем синхронно, будто сговорившись. Невоспитанные – слепят друг друга дальним светом до последней секунды, взаимно повышая риск ДТП.
В любом случае – с дальним или ближним светом мчится навстречу чужая машина, на какую-то долю секунды после разъезда с ней видимость вообще потеряется. Поэтому в момент встречи нелишне держаться как можно правее, чтобы уменьшить вероятность случайного столкновения, и перевести взгляд на правую обочину – тогда зрение быстрее восстановится.
Еще на заметку – если свет ваших фар вдруг перестал отражаться от предметов на дороге и как бы проваливается в черную дыру, будьте особенно внимательны. По все вероятности, вы приближаетесь к препятствию, поглощающему световые лучи, - например, к фуре или тракторному прицепу, стоящему без огней на проезжей части дороги. Даже если тревога окажется ложной, в такеой ситуации лучше сбросить скорость и удвоить бдительность.
Сергей Клочков/Клаксон