Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Автобизнес в Украине

  Все выпуски  

Физико-химические свойства смазок


Физико-химические свойства смазок

Помимо вязкости смазки характеризуются еще большим количеством химических и физических свойств.
В характеристиках автомобильных масел обычно упоминаются такие характеристики, как кинематическая вязкость, плотность, температура вспышки в открытом и/или закрытом тигле. Давайте разберемся, о чем говорят цифры напротив этих показателей.
Плотность масла – это отношение массы вещества к занимаемому им объему (кг/м3, г/см3). Плотность масла определяют делением его массы в каком-либо объеме на массу воды, занимающей тот же объем при температуре 4°С. При этом исходят из того, что масса одного литра воды при 4°С равна 1 кг. Обычно вместе с величиной плотности указывается температура, при которой она измерена. Температура не указывается, если плотность определена при 20°С, то есть при нормальных условиях. Плотность масел также может измеряться в
градусах плотности по API. Она получается при температуре +15,6°С и определяются по формуле:
API = (141,5/d) – 131,5
где d – отношение плотности масла к плотности воды.
Абсолютная, или простая вязкость иногда называется динамической вязкостью. Она определяется произведением кинематической вязкости на плотность масла:
Абсолютная вязкость = Кинематическая вязкость * Плотность
С ростом температуры плотность снижается, причем тем сильнее, чем она меньше.
Когда речь идет о качестве смазки, этот показатель не является определяющим. Однако он оказывается полезным, когда нужно определить углеводородный состав базового масла. Наименьшая плотность всегда у парафинов, а наибольшая – у нафтеновых соединений. Зная плотность, можно идентифицировать масло при сравнении нескольких сортов или марок. А если измерить этот параметр в пробах на уже работающем в двигателе, то можно определить, что в масло попало топливо.
Состояние масла в процессе эксплуатации по внешнему виду определить невозможно. Если масло выглядит прозрачным, это еще не говорит о его качестве. Внешний ви зависит от присутствия темных смолистых веществ и от свойств нефти, из которой изготовлено базовое масло. Кроме того, в некоторых случаях в продукт добавляются красители.
Температура вспышки _масла зависит от того, какие фракции входят в состав масла, а также структуру молекул базовых компонентов. Она очень часто указывается среди других характеристик. Ее важность определяется тем, что эта температура определяет пожароопасность масла. Для снижения пожароопасности нужно выбирать масла с как можно более высокой температурой вспышки. Кроме того ее снижение свидетельствует о наличии летучих фракций в масле. Они быстрее испаряются в работающем двигателе, вызывая расход масла на
угар. И еще — по уменьшению температуры вспышки можно легко определить разбавление масла топливом. В комплексе со снижением вязкости масла понижение температуры его вспышки свидетельствует о возможной неисправности системы зажигания или системы подачи топлива.
Температура вспышки определяется одним из двух способов:
- в открытом тигле, называется методом Кливленда
- в закрытом тигле, называется методом Пенски-Мартенса
Обычно величины, которые определяются по этим двум методикам, различаются на величину около 20°С.
Температуру вспышки автомобильных масел обычно определяют в открытом тигле (по Кливленду), а для топлива – в закрытом тигле (по Пенски-Мартенсу). Однако изредка для масла она также может определяться по Пенски-Мартенсу.
Метод Кливленда моделирует возгорание жидкости в открытых сосудах, что может происходить при случайном разливе. Его применяют к нефтепродуктам с низким давлением насыщенных паров. Обычно это минеральные масла и остаточные нефтепродукты. Во время проведения анализа по этой методике тигель, в котором размещен образец, подвергаемый испытаниям, нагревается с определенной скоростью, а через определенные интервалы температур к образцу подводится пламя от газовой воспламенительной горелки или электрической свечи накаливания.
Самая низкая температура, при которой пары испытуемого образца воспламеняются, вносится в документацию на масло в качестве температура вспышки.
Кинематическая вязкость непосредственно влияет на индекс вязкости по SAE, который является самым распространенным показателем при выборе автомобильного масла.
Вязкость — это показатель, характеризующий внутренне трение в жидкости или ее свойство оказывать сопротивление перемещению частиц под воздействием внешних сил. Вязкость характеризует несущую способность и прокачиваемость масла. Вязкость масел зависит от его химического состава и структуры соединений, которые в него входят. Кроме этого, вязкость масла зависит и от таких факторов, как температура, давление и скорость сдвига, поэтому вместе с вязкостью должны указываться условия, при которых она получена. Вязкость
масла определяется капиллярными или ротационными вискозиметрами. Кинематическая вязкость измеряется с помощью капиллярного вискозиметра. При таком способе измерения подсчитывается время вытекания определенного количества масла через калиброванное отверстие прибора под собственным весом. Когда две жидкости равного объема наливаются в идентичные капиллярные вискозиметры и вытекают самотеком, жидкости с большей вязкостью необходимо больше времени. Причем зависимость пряма
я, то есть если одна жидкость вытекает 200 секунд, а вторая - за 400, то вторая имеет в два раза большую кинематическую вязкость, чем первая.
Качество зимних масел определяется двумя величинами вязкости при низких температурах — проворачиванием и прокачиваемостью, а также нижним пределом кинематической вязкости при 100°С. Летние масла характеризуются пределами кинематической вязкости при 100°С также минимальным значением динамической вязкости при 150°С, а также градиенте скорости сдвига 106 1/с.
Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двум критериям:
– максимальной вязкости низкотемпературной проворачиваемости и прокачиваемости со степенью зимнего ряда (обозначается W);
– максимальной и минимальной кинематической вязкости при 100°С и минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 1/с в соответствии со степенью летнего ряда.
_Цвет масла также является его физической характеристикой. Иногда считается, что высококачественное масло, которое производится из парафиновой нефти, должно иметь слабый флуоресцирующий зеленый оттенок. Особенно часто это можно услышать в США. Однако часто недобросовестные производители специально вводят в масло флуоресцирующие красители, чтобы выдать свой продукт за более качественный.
Действительно, специальные красители содержатся в формулах некоторых известных продуктов. Например, яркий красный цвет имеют некоторые жидкости для автоматической коробки передач ATF, что помогает обнаружить утечку масла, а также отличает эту марку от других. Масла для двухтактных двигателей окрашивают в зеленый, синий или красный цвет, чтобы отличить топливно-масляную смесь от чистого топлива.
Но судить о качестве конкретного масла по его цвету не имеет смысла. Цвет масла зависит от наличия темных смолистых веществ и свойств нефтяного продукта, из которого было изготовлено базовое масло, однако прямой зависимости между содержанием смолистых веществ, и цветом нет. Особенно, если масло получено из смеси нефти, которая была добыта из разных месторождений.
А вот наличие осадка или видимых посторонних частиц свидетельствует о том, что не все благополучно. В большинстве случаев, если только не применялись твердые противозадирные присадки типа дисульфида молибдена, масло должно быть полностью прозрачно.


----
Ознакомиться со всеми статьями и получить любую справочную информацию вы можете на сайте
www.army-guide.com/rus
Если Вы хотите бесплатно увидеть свою статью в этой рассылке, пишите по адресу
info@army-guide.com

----
Тактические КВ УКВ средства связи

В избранное