Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 93

----------------------------------------------------------------------




Сикорский С-16

Истребитель

Проект С-16 был разработан И.И. Сикорским в октябре 1914 г. 
В ноябре того же года в мастерских Воздухоплавательного отделения 
РБВЗ (г. Петроград) началась постройка трех опытных образцов. 
Первый С-16 (заводской N 154) был закончен в январе 1915 г. и 
доставлен для испытаний в Ревель (Таллин), а в марте перевезен 
в Яблону (около Варшавы), где в то время базировалась Эскадра 
воздушны кораблей. Туда же были доставлены два C-16 N 155 и N 156, 
отличавшиеся от первой машины конструкцией коробки крыльев.

Из-за отсутствия двигателей С-16 удалось облетать только летом 
1915 г. Установка менее мощных ПД «Калеп» (60 л.с.) потребовала 
изменения конструкции самолета. На С-16 N 156 был увеличен 
размах верхнего крыла, элероны оставлены только на верхнем крыле. 
Последующие серийные С-16 имели аналогичную конструкцию.

В октябре 1915 г. РБВЗ получил от ГУВТ контракт N 24130 на 
постройку 15 самолетов С-16сер. с двигателями Rhone и Gnome 
(от 80 до 100 л.с.). В конце 1915 г. началось производство 
15 серийных машин (заводские NN 201 - 215). Из-за задержек 
с поставками двигателей и синхронизаторов к концу ноября была 
завершена постройка только четырех С-16сер. (NN 206 - 209). 
Было принято решение направить построенные С-16 в войска, 
которые остро нуждались в истребителях, испытывать и вооружать 
их уже в частях, не дожидаясь официальной приемки. 
Первые С-16 (N 207 и 208) поступили на вооружение Первого боевого 
отряда (Зегевольд / Сигулд), а С-16 N 209 - в Южный боевой отряд 
Эскадры воздушных кораблей (Борка-Вельская вблизи Тернополя). 
В феврале-марте 1916 г. были отправлены оставшиеся истребители, 
а С-16 N 210 был переделан в модификацию С-16а с двигателем 
Gnome Monosoupap (100 л.с.).

В ходе эксплуатации несколько машин были потеряны в авариях. 
В ноябре 1917 г. три С-16сер. были разрушены бурей на аэродроме 
в Виннице. Списание оставшихся истребителей из-за выработки 
ресурса началось в апреле 1917 г., и к концу 1917 г. в составе 
Эскадры на аэродроме в Виннице осталось не более 6 машин, 
которые были захвачены в феврале 1918 г. австро-германскими 
войсками и летали еще до осени того же года. 
Несколько экземпляров С-16сер. эксплуатировались позднее в 
белогвардейской Добровольческой Армии, а одна машина находилась 
в Севастопольской Александро-Михайловской военной авиационной 
школе и летала до 1920 г.

В 1916 г. самолет С-16 N 155 был переделан в поплавковый, испытан, 
но себя не оправдал.

В конце января 1916 г. была заложена вторая серия, получившая 
обозначение С-16/3. Самолеты этой серии отличались усиленной 
конструкцией, улучшенной аэродинамикой фюзеляжа. За кабиной 
установили полумонококовый гаргрот, борта кабины были обшиты 
фанерой, нижняя часть фюзеляжа - алюминиевыми листами. 
Контракт N 37803/16262 на постройку 15 машин был заключен 
4 января 1917 г. 

Первый образец С-16/3 (N 246) был изготовлен еще в августе 1916 г., 
отправлен в Эскадру воздушных кораблей и испытывался в сентябре 
того же года. Следующие 9 самолетов (NN 247 - 255) были закончены 
в апреле 1917 г., остальные пять  (NN 256 - 260) - в мае 1917 г. 
Готовые самолеты без двигателей простояли на заводе до весны 1919 г. 
В течение 1919-20 гг. они были постепенно оснащены двигателями 
и переданы в Учебную часть Дивизиона воздушных кораблей (бывшая 
Эскадра) и в боевые отряды в качестве учебных и связных. 
Последние С-16 были списаны в начале 1922 г. после расформирования 
Дивизиона.


Экипаж: 1 - 2 чел.

Конструкция самолета.
Одностоечный биплан нормальной аэродинамической схемы, деревянной 
конструкции.

Крылья имели трехлонжеронную конструкцию, с полотняной льняной 
обшивкой. Верхнее крыло большего размаха, установлено с небольшим 
выносом и состояло из двух половин (по 15 нервюр в каждой). 
Лонжероны коробчатые, в местах крепления стоек были сделаны 
цельными. Корневые части переднего и заднего лонжеронов имели 
латунные муфты для быстрой отстыковки консолей. Усиленные 
нервюры в местах крепления стоек коробчатые, остальные 
нервюры - двутаврового сечения. Полки нервюр изготовлены из ясеня, 
стенки - из тополя. Задняя кромка крыльев - ясеневая планка 
трапециедального сечения. Профиль крыльев Сикорского. Обшивка 
крепилась шнуром и клеем и покрывалось тремя слоями аэролака 
и эмалитом. Стойки коробки крыльев фрезерованные склеенные из 
орегонской сосны, имели овальное сечение. Расчалки - стальная 
проволока диаметром от 1,5 до 2,5 мм. Элероны только на верхнем 
крыле, имели передний закругленный лонжерон из орегонской сосны 
и заднюю кромку из стальной трубы.

Фюзеляж ферменный, расчалочный, состоял из четырех фрезерованных 
лонжеронов прямоугольного сечения, набора ясеневых и еловых стоек 
и поперечин, составлявшего 11 рам. Расчалки стальные, диаметром 
1,5 - 2,5 мм. В передней части фюзеляжа - стальная подмоторная рама, 
к которой спереди крепился двигатель, сзади - лонжероны фюзеляжа, 
а снизу - передние узлы стоек шасси. За двигателем, в верхней части 
фюзеляжа, монтировались маслобак (спереди) и основной топливный бак 
(сзади), которые были закрыты сверху двумя алюминиевыми капотами. 
В средней части фюзеляжа под задним сиденьем устанавливался 
сварной топливный бак. Баки изготавливались из латуни толщиной 
0,7 мм.До кабины экипажа фюзеляж обшивался фанерой, далее - 
полотном.

Хвостовое оперение однокилевое, с низкорасположенным подкосным 
стабилизатором. Каркас оперения изготавливался из стальных труб 
или деревянных реек, обтянутых полотном. Левый и правый рули 
высоты были независимы друг от друга. Стабилизатор был подкреплен 
двумя подкосами из стальных труб.

Управление самолетом - с помощью литого штурвального колеса 
с цепью, проводка управления тросовая (диаметром 2 - 3 мм). 
Управление силовой установкой размещалось справа и слева от 
летчика и включало сектор газа, кран для бензина, ручной насос 
для перекачивания бензина в основной бак и кран для перевода 
бензина на «зимний» жиклер.

Шасси - трехопорное, с хвостовым костылем. Основные стойки 
изготовлены из дугообразных стальных труб овального сечения, 
соединенных двумя поперечинами и расчалками. На каждой трубе 
крепилась стальная (или латунная) ось, несущая по два колеса 
65 х 600, 80 х 600 или 100 х 640 мм. Зимой устанавливались лыжи 
конструкции Авиа-Балта или конструкции Лобанова (производства 
Московского аэротехнического завода). Амортизация резиновая, 
шнуровая. Хвостовой костыль деревянный, с алюминиевым башмаком 
и резиновой шнуровой амортизацией.

Силовая установка:
С-16сер. - 1 х ПД Gnome, максимальная мощность 80 л.с., 
7-цилиндровый, ротативный, воздушного охлаждения. 
Масса сухого двигателя 94 кг. Удельный расход топлива 330 г/(л.с.ч), 
удельный расход масла 130 г/(л.с.ч). Ресурс до первого ремонта 20 ч.

С-16сер. (учебные) - 1 х ПД Gnome, максимальная мощность 50 л.с. 
или 70 л.с.

С-16сер. (N 210) - 1 х ПД Gnome Monosoupap, максимальная 
мощность 100 л.с., 9-цилиндровый, ротативный, воздушного 
охлаждения. Масса сухого двигателя 135 кг. Удельный расход 
топлива 300 г/(л.с.ч), удельный расход масла 110 г/(л.с.ч).

Воздушный винт - двухлопастный, деревянный, клееный. 
На первых образцах - винты «НЕЖ» конструкции Н.Е. Жуковского 
(производства Московского аэротехнического завода). 
На серийных С-16сер - винты типа «Интеграл» (производства 
Петроградского завода воздушных винтов В.А. Лебедева). 
Диаметр винтов от 2,50 до 2,55 м, шаг винтов - 1,80, 1,95, 2,05 
или 2,15 м. 

С 1916 г. устанавливались воздушные винты типа Сикорского 
(производства Авиа-Балта) диаметром 2,55 м и с шагом 1,80 м. 
Самолеты с двигателем Gnome Monosoupap оснащались винтом 
диаметром 2,60 м и с шагом 2,30 м.


Вооружение:
1 х 7,71-мм синхронный пулемет Vickers (слева перед летчиком), 
или 1 х 7,62-мм пулемет Colt (с правой стороны перед летчиком), 
или 1 х 7,62-мм или 7,71-мм пулемет Lewis (на центроплане верхнего крыла). 

Летчик-наблюдатель иногда вооружался подвижным 7,72-мм 
пулеметом Madsen.


(Приведены данные самолетов С-16 N 155 / С-16сер. N 201)

Геометрические размеры:
Длина самолета - 7,20 / 7,00 м
Высота самолета - - / 2,78 м
Размах крыльев:
        верхнего - 8,30 / 8,80 м
        нижнего - 8,30 / 7,90 м
Площадь крыльев (общая) - 22,76 / 25,36 кв.м

Весовые данные:
Масса пустого самолета - 392 / 420 кг
Взлетная масса - 662 / 690 кг
Масса полезной нагрузки - 270 / 270 кг

Летно-технические характеристики:
Максимальная скорость полета - 144 / 126 км/ч
Время набора высоты:
1000 м - 8 / 15 мин.
3000 м - 40 / - мин.
Практический потолок - 3500 м



Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=99


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

=================================================================

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное