Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 93

----------------------------------------------------------------------



Яковлев Як-42

Пассажирский самолет

В 1972 г. ОКБ А.С. Яковлева получило техническое задание на 
проектирование 120-местного ближнемагистрального пассажирского 
самолета. В начале 1974 г. был утвержден эскизный проект и принят 
полноразмерный макет самолета. В конце 1974 г. состоялась выкатка 
первого опытного образца Як-42.

Первый полет состоялся в марте 1975 г. (летчики А.С. Колосов и 
Ю.В. Петров, бортинженер Ю.Б. Висковский). После завершения заводских 
и государственных испытаний Як-42 был запущен в серийное производство 
на Смоленском и Саратовском авиазаводах. Первый коммерческий рейс 
с пассажирами самолет выполнил 22 декабря 1980 г. 

На самолете Як-42 были установлены 9 мировых рекордов (летчики 
Э.П. Княгиничев, О.С. Полудо, В.Г. Мухин, Ю.А. Шевяков, В.И. Лягушкин, 
О.А. Булыгин), в том числе 6 рекордов скороподъемности.

28 июня 1982 г. в районе г.Мозырь (Белоруссия) из-за разрушения узла 
крепления стабилизатора потерпел катастрофу самолет Як-42 (б/н 42529) 
Пулковского ПО Ленинградского УГА. Полеты всех находящихся в эксплуатации 
Як-42 были прекращены и возобновились только спустя полтора года. 
Впоследствии произошло еще семь тяжелых летных происшествий с 
самолетами Як-42, однако все они были связаны с навигационными и 
пилотажными ошибками экипажей.

В 1987 г. была выпущена модификация Як-42Д с увеличенными взлетной 
массой и запасом топлива, с возросшей дальностью полета. Кроме этого, 
самолет получил новое радиоэлектронное оборудование, шасси с более 
совершенной тормозной системой, новый пассажирский салон с закрытыми 
багажными полками, 

В настоящее время в ОКБ им. А.С. Яковлева под руководством главного 
конструктора А.Г. Рахимбаева продолжаются работы по программе Як-42 
и его модификаций.


Модификации:
Як-42 - базовая серийная модификация.
Як-42Д - модификация с увеличенной до 56500 кг взлетной массой и 
большей дальностью полета. Сертифицирован в 1987 г.
Як-42Ф - модификация для аэрофотосъемки. Самолет был оборудован 
двумя подкрыльевыми контейнерами с фотоаппаратурой.
Як-42Е-ЛЛ - экспериментальный образец, предназначенный для испытаний 
винтовентиляторного двигателя Д-236 (производства ЗМКБ «Прогресс»); 
демонстрировался на Парижском авиасалоне в 1991 г.
Як-42М - модернизированный вариант самолета Як-42Д.
Як-42Д-90 - модификация самолета Як-42Д, предназначенная для 
перевозки 90 пассажиров на дальность 4000 км.


Экипаж: 2 - 3 чел.

Количество пассажиров:
Як-42Д - 104 чел. (в компоновке двух классов), 120 чел.(в компоновке 
эконом-класса), 39-49 чел. (в компоновке VIP класса).

Конструкция самолета.
Свободнонесущий низкоплан нормальной аэродинамической схемы, 
цельнометаллической конструкции.

Крыло кессонного типа, состоит из центроплана и двух отъемных консолей. 
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 25 град. Угол установки 
крыла +3 град. Уго поперечного V крыла 0 град. Угол геометрической 
крутки крыла -3 град. Механизация крыла - по две секции двухщелевых 
закрылков, шесть секций предкрылов и по три секции спойлеров на 
каждом полукрыле. Углы отклонения закрылков: 10, 20, 30 и 45 град. 
Элероны двухсекционные, с триммерами и сервокомпенсаторами.

Фюзеляж типа полумонокок, круглого сечения, технологически состоит 
из трех частей. В носовой части фюзеляжа под откидывающимся 
радиопрозрачным конусом установлена антенна метеоРЛС. В пассажирском 
салоне кресла (трехместные диваны) установлены по 6 в ряд с 
центральным проходом. Основная входная дверь-трап расположена по оси 
самолета в хвостовой части. С левого борта имеются две входные двери 
размером 1,70 х 0,85 м, с правого борта - две служебные/аварийные двери. 
С каждого борта над крылом предусмотрены по два аварийных выхода 
пробкового типа. Под полом пассажирской кабины имеются два багажных 
отсека с грузовыми дверьми с правого борта. В хвостовой части фюзеляжа 
установлен средний двигатель с воздухозаборником в основании киля. 
Воздухозаборник длиной около 7 м и диаметром 1,30 м имел сложную 
изогнутую форму и изготавливался намоткой из трехслойного 
стеклопластика.

Хвостовое оперение - однокилевое, Т-образное. Стабилизатор 
трехлонжеронный, переставной. Перестановка стабилизатора 
осуществляется в пределах от +1 до -12 град. с помощью винтового 
механизма с гидроприводом. Рули высоты оснащены триммерами, руль 
направления - триммером и сервокомпенсатором. Киль кессонного типа.

Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Основные стойки 
телескопические, с четырехколесной тележкой, убираются в центроплан 
крыла. Передняя стойка полурычажного типа, со спаренными колесами. 
Все колеса КТ-141А(Е), размером 930 х 305 мм, тормозные, с автоматами 
торможения и системой вентиляции тормозов. Стояночное обжатие 
амотризаторов: передних стоек от 0 до 240 мм; основных стоек от 330 
до 430 мм.

Система управления самолетом безбустерная, имела гидроусилители 
только в канале руля направления. Проводка управления жесткая, 
посредством системы тяг и качалок.

Гидравлическая система используется для перестановки стабилизатора, 
управления механизацией, уборки и выпуска шасси, хвостового трапа, 
подъема обтекателя метеоРЛС. Управление гидроприводами электрическое.

Пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование:
- навигационный комплекс «Ольха-1»;
- комплекс высотно-скоростных параметров ВСП-1-6;
- радиосистема ближней навигации «Веер-М»;
- два автоматических радиокомпаса;
- система инструментальной посадки «КУРС МП-70»;
- доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-016;
- метеоРЛС «Гроза-4»;
- бортовая система управления САУ-42.

На самолетах Як-42Д стали устанавливаться спутниковые системы 
навигации GPS, система предупреждения об опасном сближении воздушных 
судов TCAS II, радиовысотомеры.


Силовая установка: 3 х ТРДД Д-36 (констр. В.А.Лотарев, ЗМКБ «Прогресс»), 
максимальная тяга 3 х 6500 кгс (3 х 63,74 кН). Степень двухконтурности 
двигателя 5,4. 

ВСУ - ТА-6В, установлена в корневой части киля, над воздушным каналом 
среднего двигателя; обеспечивает автономный воздушный запуск двигателей, 
прогрев и вентиляцию салона и кабины экипажа на земле, подачу 
электроэнергии и работу аварийного гидронасоса при отказе двигателей 
в полете.

Топливо размещалось в трех баках-кессонах в центроплане и консолях крыла. 
Заправка могла осуществляться централизованно, под давлением, или через 
заправочные горловины на верхней поверхности крыла. Была предусмотрена 
система аварийного слива топлива в полете.


(Приведены данные модификации Як-42Д)

Геометрические размеры:
Длина самолета - 36,38 м
Высота самолета на стоянке - 9,83 м
Размах крыла - 34,88 м
Площадь крыла - 150,0 кв.м
Средняя аэродинамическая хорда крыла - 4,60 м
Максимальный диаметр фюзеляжа - 3,80 м
Размах горизонтального оперения - 10,80 м
Колея шасси - 5,63 м
База шасси - 14,96 м


Весовые данные:
Масса пустого снаряженного самолета - 34580 кг
Максимальная коммерческая нагрузка - 13500 кг
Максимальная масса топлива - 18500 кг
Максимальная стояночная масса - 56800 кг
Максимальная взлетная масса - 56500 кг
Максимальная посадочная масса - 50000 кг


Летно-технические характеристики:
Максимальная приборная скорость - 600 км/ч
Максимальная истинная скорость - 810 км/ч
Максимальное число М - 0,75
Крейсерская скорость полета - 750 км/ч
Высота крейсерского полета - 9100 м
Дальность полета: 
с макс. коммерческой нагрузкой - 1480 км
с макс. запасом топлива и коммерческой 
нагрузкой 10500 кг - 2150 км
Потребная длина ВПП - 2200 м


Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=97


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

=================================================================

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное