Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru


                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 35

----------------------------------------------------------------------


Туполев Ту-14

Бомбардировщик, торпедоносец

Разработку проекта реактивного фронтового бомбадировщика "73" (Ту-20)
ОКБ А.Н.Туполева начало в январе 1947 г. Самолет предполагалось
оборудовать двумя ТРД Rolls-Royce Nine 1, оборонительное вооружение
состояло из трех 23-мм пушек, бомбовая нагрузка - 1000 кг.

10 марта 1947 г. комиссия ГК НИИ ВВС осмотрела макет самолета и
предложила переделать его в средний бомбардировщик, а 11 марта вышло
постановление Совета министров СССР и разработке и постройке самолета
с дальностью полета 3000 км (с бомбовой нагрузкой 1000 кг) и максимальной
скоростью 850 км/ч.

Из-за недостаточной тяги ТРД Rolls-Royce Nine 1 было принято решение
перекомпоновать машину, установив третий двигатель (Nine 1 или Dervent 5)
в корневой части киля. Кроме этого, было переделано крыло, мотогондолы,
хвостовая часть фюеляжа, доработана топливная система. Рабочее
проектирование самолета завершили в июле 1947 г., в октябре постройка
опытного образца, получившего обозначение Ту-14, была закончена.
С 29 октября 1947 г. по 14 июня 1948 г. самолет прошел заводские летные
испытания (летчик Ф.Ф.Опадчий, ведущий инженер Б.Н.Гроздов). 10 августа
1948 г. самолет был передан на  госиспытания, которые продолжались до
31 мая 1949 г. Параллельно на заводе 23 началось изготовление деталей и
агрегатов небольшой серии Ту-14 ("73с").

В апреле 1948 г. был закончен постройкой опытный самолет-фоторазведчик
"78", оборудованный двумя ТРД РД-45 и одним ТРД РД-500. До конца 1948 г.
самолет проходил заводские летные испытания, с февраля 1949 г. -
госиспытания (летчик П.М.Стефановский, штурман Н.П.Цветков). Из-за доработок
систем и оборудования доводка обеих машин, "73" и "78", затянулась, и в мае
1949 г. все работы по этим машинам были прекращены. Для серийного
производства был принят фронтовой бомбардировщик Ил-28.

В конце 1948 г. в ОКБ А.Н.Туполева были разработаны две модификации
"73" под новый двигатель ВК-1: разведчика "79" (с двумя ТРД ВК-1 и
одним РД-500) и бомбардировщика "81" (2 х ТРД ВК-1). В январе - апреле
1949 г. эскизное проектирование и макеты самолетов "79" и "81" были
закончены. Предполагалось построить опытный образец разведчика на основе
задела арегатов на заводе 23, но постановлением от мая 1949 г. все работы
по теме Ту-14 были закрыты.

Летом 1949 г. А.Н.Туполеву удалось добиться разрешения на продолжение
работ по модифицированному бомбардировщику "81" с двумя ТРД ВК-1:
полностью перекомпоновали фюзеляж, установили кормовую гермокабину,
две оборонительные пушечные установки, воздушные тормоза, тепловую
противообледенительную систему крыла и оперения, количество членов
экипажа уменьшили с 5 до 3 человек, запас топлива был увеличен.
В сентябре 1949 г. построили макет самолета, а в октябре того же года
был закончен постройкой опытный образец, который прошел заводские летные
испытания с 13 октября 1949 г. по 21 января 1050 г. (летчик Ф.Ф.Опадчий,
ведущий инженер Б.Н.Гроздов). После госиспытаний в ГК НИИ ВВС (23 января -
 27 мая 1950 г.) самолет был доработан: установлены катапультируемые
кресла, усовершенствованные пушечные установки, противообледенительная
система.

В июле 1950 г. на заводе 39 в Иркутске из задела серии "73с",
переданного с завода 23, были построены два серийных Ту-14. После
заводских испытаний первый из них переделали в торпедоносец "81Т"
(Ту-14Т), а второй - в опытный разведчик "89". После испытаний в
НИИ-15 ВМС в 1951 г. Ту-14Т был рекомендован к принятию на вооружение
авиации ВМФ. В 1952 г. эскадрилья Ту-14Т прошла войсковые испытания
на Черноморском флоте.

С 1950 г. по 1953 г. на иркутском заводе 39 было построено
126 торпедоносцев Ту-14Т, которые состояли на вооружении авиации
Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов до 1959 г. Порядка
50 машин было передано в КНР.


Опытные образцы и модификации:
"73" (Ту-14) - опытный бомбардировщик, оснащенный трехдвигательной
силовой установкой; первый полет - 20 декабря 1947 г. В ходе испытаний
выявились проблемы с топливной системой и оборудованием гермокабины;
было отмечено недостаточное бронирование, отсутствие радиолокационного
бомбарировочного прицела, разнотипность двигателей. Из-за затянувшейся
доводки работы по бомбардировщику были свернуты.

"78" (Ту-16) - опытный фоторазведчик, созданный на базе проекта "73" и
оснащенный серийными ТРД РД-45 и РД-500. Проектирование самолета было
закончено в начале 1948 г., в апреле того же года опытный образец был
построен и передан на заводские испытания. Самолет был оборудован
фотоаппаратами АФА-33/20 для плановой фотосъемки и АФА-БА-40 для
перспективной фотосъемки. Фюзеляж был серьезно переработан: перекомпонованы
кабины экипажа, установлен дополнительный топливный бак, доработано
оборудование гермокабин, топливная система. Из-за недоведенности
фотоаппаратуры самолет не был принят на вооружение. Опытный образец
в дальнейшем использовался для испытаний и доводки различного
оборудования и вооружения.

"79" (Ту-20) - модифицированный фоторазведчик с силовой установкой
из двух ТРД ВК-1 и одного РД-500. От базовой машины отличался измененным
воздухозаборником хвостового ТРД без обтекателя, в системы управления
убрали бустеры, увеличили запас топлива, установили РЛС типа ПСБН с
фотоприставкой, новое радиооборудование, а также тепловую
противообледенительную систему крыла и оперения. Опытный образец не был
построен.

"81" - модифицированный бомбардировщик с двумя ТРД ВК-1. Первоначальный
вариант был отклонен ВВС из-за нерационального размещения вооружения и
увеличенного до 5 человек экипажа. Проект был полностью переработан и
передан на испытания. ГК НИИ ВВС в своем заключении рекомендовали самолет
для авиации ВМФ. Летом 1950 г. первый серийный образец был переделан в
торпедоносец "81Т" (Ту-14Т) и после испытаний в НИИ-15 ВМС (в январе
1951 г.) и ГК НИИ ВВС (в 1952 г.) принят на вооружение морской авиации.

Ту-14Т - торпедоносец, выпускался серийно до 1953 г., построено
126 экземпляров. Состоял на вооружении Северного, Черноморского и
Тихоокеанского флотов.

"89" ("81Р", Ту-16 2ВК-1) - опытный фоторазведчик. Начало проектирования -
в июле 1950 г. 25 сентября того же года прошел макетную комиссию. 23 марте
1951 г. опытный образец поднялся в воздух (летчик А.Д.Перелет, ведущий
инженер Б.Н.Гроздов). Серийно не строился из-за принятия на вооружение
разведчика Ил-28Р. В дальнейшем опытная машина использовалась для
испытаний оборудования и вооружения.


Экипаж:
"73", "78" - 4 чел.;
"81", Ту-14Т - 3 чел.


Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной схемы, цельнометаллической
конструкции.

Крыло - высокорасположенное, трапециевидной формы в плане, состоит
из центроплана и отъемных консолей. Конструкция крыла кессонная,
с двумя лонжеронами. Механизация крыла - двухсекционные посадочные
щитки с гидравлическим управлением. Элероны односекционные, правый
элерон оборудован триммером с электромеханическим приводом.

Фюзеляж - типа полумонокок, овального сечения. Каркас фюзеляжа
состоял из набора шпангоутов, стрингеров, двух лонжеронов и бимсов,
а также работающей обшивки. Технологически фюзеляж был разделен на
шесть частей. В носовой части расположена гермокабина штурмана-бомбардира
и летчика, под кабиной находился отсек вооружения и ниша передней опоры
шасси. Крышка входного люка могла использоваться в качестве тормозного
щитка. Все кабины оборудованы катапультируемыми креслами: летчик
катапультировался вверх, остальные члены экипажа - вниз. Для спасения
на воде на борту имелась спасательная надувная лодка ЛАС-3.

В средней части фюзеляжа - бомбовый отсек размером 6105 х 920 х 900 мм,
в котором на кассетных и балочных держателях размещалось бомбовое и минно-
торпедное вооружение. Управление сбросом бомб электрическое.

В фоторазведывательном варианте в бомбоотсеке расположены дополнительные
топливные баки, за ними - обогреваемый отсек фотооборудования, в котором
на специальных качающихся платформах монтировались фотокамеры АФА-33/75,
АФА-БА/40, НАФА-3с/50. На первых вариантах в хвостовой части фюзеляжа
располагался ТРД с воздухозаборником в корневой части киля. В крейсерском
полете хвостовой двигатель не работал и его воздухозаборник закрывался
обтекателем. На самолете Ту-14Т в хвостовой части установлена кабина
стрелка, управляющего кормовой турелью.

Хвостовое оперение - однокилевое, со среднерасположенным стреловидным
стабилизатором. Угол поперечного V стабилизатора 0 град. Киль
двухлонжеронный, с большим форкилем, в котором расположена антенна.
Руль направления и рули высоты имеют осевую аэродинамическую компенсацию,
оснащены триммером.

Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Все стойки телескопические,
с одинарными колесами: основные - размером 1150 х 355 мм, переднее -
720 х 310 мм. Амортизация масляно-воздушная. Передняя опора убирается
в носовую часть фюзеляжа назад, по потоку;  основные опоры - в нижнюю
часть мотогондол, с поворотом колес на 90 град. В хвостовой части фюзеляжа
была предусмотрена предохранительная опора, выдвигающаяся с помощью
гидроцилиндра.

Для уменьшения разбега при взлете использовались четыре твердотопливных
ускорителя ПСР-1500-15, которые подвешивались под центропланом крыла,
а для сокращения пробега при посадке самолет оборудовался тормозным
парашютом.

Электрическая система самолета включала в себя два генератора ГСР-12000
с приводом от двигателей, аккумуляторная батарея 12САМ-53, преобразователи
переменного тока МА-750, МА-500 и МА-250.

Радиоэлектронное оборудование:
- связные радиостанции РСБ-5 и РСИУ-3;
- самолетное переговорное устройство СПУ-5;
- радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10;
- автоматический радиокомпас АРК-5;
- аппаратура "слерой" посадки " Материк";
- запросчик системы опознавания "Магний-М" и ответчик "Барий-М".


Вооружение:
Ту-14Т - 2 х 23-мм неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа
(боезапас 85 снарядов на пушку, прицел ПКИ), 2 х 23-мм пушки НР-23
в кормовой установке КДУ-81 (боезапас 350 снарядов, прицел ПСК-81).
Фотоконтроль за результатами стребльбы осуществлялся с помощью
фотопулемета С-13. Бомбовая нагрузка - 1000-3000 кг, в том числе
четыре морские мины АМД-500 или торпеда 45-36АНУ, 45-46 МАН, МАВ,
или ТАС. Прицеливание осуществлялось с помощью радиолокационного прицела
ПСБН-М, сопряженного с оптическим прицелом ОПБ-6Ср, также был
предусмотрен торпедный прицел низкого торпедометания ПТМ-50.

Силовая установка:
"73" - 2 х ТРД Rolls-Royce Nine 1 (2 х 2040 кгс) и 1 х ТРД Rolls-Royce
Dervent 5 (1640 кгс).
"78" - 2 х ТРД РД-45 (2 х 2020 кгс) и 1 х ТРД РД-500 (1590 кгс).
"81", серийные Ту-14Т, "89" - 2 х ТРД ВК-1, максимальная тяга
2 х 2700 кгс.
Двигатель ВК-1 - одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным
компрессором и одноступенчатой турбиной.

Топливо размещалось в 24 протектированных мягких топливных баках,
общая рабочая емкость топливной системы - 10120 л. Была предусмотрена
система заполнения баков нейтральным газом.


(Приведены данные модификаций "73" / Ту-14Т)

Геометрические размеры.
Длина самолета - 20,32 / 21,95 м
Площадь крыла - 67,38 / 67,36 кв.м
Размах крыла - 21,71 / 21,69 м

Весовые данные.
Масса пустого самолета - 14340 / 14930 кг
Масса топлива - - / 4300-8445 кг
Масса полной нагрузки - 6960-9860 / 6070-10420 кг
Взлетная масса - 21100-24200 / 21000-25350 кг
Максимальная удельная масса на крыло - 359,2 / 376,3 кг/кв.м
Тяговооруженность при макс. взлетной массе - 0,24 / 0,21 кгс/кг


Летно-технические характеристики.
Максимальная скорость полета:
        у земли - 840 / 800 км/ч
        на высоте 5000 м - 872 / 845 км/ч
Время набора высоты 5000 м - 9,5 / 9,5 мин.
Практический потолок - 11500 / 11500 м
Дальность полета - 2810 / 2870 км
Длина разбега - 740 / 1200 м
Длина пробега - 1170 / 1100 м



Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/avia/aircraft/russia/tu14.asp


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

======================================================================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное