Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru


                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 28

----------------------------------------------------------------------



Туполев Ту-22М

Бомбардировщик


Работы на проектом дальнего бомбардировщика, получившего обозначение
Ту-22М (проект "145", другие обозначения - "ЮМ", "AM", "45"), были
начаты ОКБ А.Н.Туполева в инициативном порядке в 1965 г. 28 ноября 1967 г.
вышло Постановление Совета Министров СССР №1098-378, в котором ОКБ
Туполева была поставлена задача разработать модификацию самолета
Ту-22К под обозначением Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности
и двумя ТРДДФ НК-144 (НК-144-2).

В октябре-ноябре 1967 г. проект Ту-22М прошел макетную комиссию,
по результатам которой было решено построить на Казанском авиационном
заводе им.Горбунова первую небольшую серию Ту-22М0 ("45-00").
Главным конструктором Ту-22М был назначен Д.С.Марков (до 1992 г.),
ведущим инженером по теме - И.А.Старков. В настоящее время темой
руководит Б.Е.Леванович. К середине 1969 г. постройка первого самолета
Ту-22М0 с двигателями НК-144-22 была завершена, в начале августа
состоялась его торжественная выкатка. Первый полет состоялся 30 августа
того же года (командир корабля летчик-испытатель В.П.Борисов, летчик-
испытатель Б.И.Веремей, штурман-навигатор Л.С.Сикачев и штурман-оператор
К.А.Щербаков). Испытания бомбардировщиков Ту-22М0 показали необходимость
его дальнейшей модификации с целью получения требуемых летных данных.

В течение 1970 г. был спроектирован вариант Ту-22М1 с двигателями
НК-144-22. 28 июля 1971 года начались его летные испытания (командир
корабля Б.И.Веремей). Серийно этот вариант не строился, было решено
доработать машину. В 1973 г. на испытания поступил следующий вариант -
Ту-22М2, оснащенный двигателями НК-22. В августе 1976 г. бомбардировщик
поступил на вооружение Дальней авиации и ВМФ СССР. Первые четыре
Ту-22М2 поступили в Рязань в Центр боевой подготовки и применения
Дальней авиации, в этом же году Ту-22М2 начали получать строевые полки.

В 1974 г. один из серийных самолетов Ту-22М2 был оборудован двигателями
НК-25 с увеличенной тягой. После испытаний, продолжительной доводки
силовой установки и большого комплекса работ по снижению массы
конструкции и улучшения аэродинамики, была разработана модификация
Ту-22М3, которую запустили в серийное производство в 1978 г.
Совместные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 году,
после чего самолет прошел длительный этап доводки новых систем
вооружения и навигации и в окончательном виде официально был принят
на вооружение в марте 1989 г. До 1983 г. самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3
выпускались параллельно, с 1984 г. - только Ту-22М3. Первые серийные
бомбардировщики поступили в 185-й Гвардейский ТБАП в Полтаве (командир
полка П.С.Дейнекин).

Позднее на базе Ту-22М3 был создан самолет-разведчик Ту-22МР.
С 1994 г. в разведывательный вариант переоборудуется часть
бомбардировщиков Ту-22М2.

По состоянию на 1990 год в Европейской части СССР базировалось
257 Ту-22М2 и Ту-22М3, которые состояли на вооружении 12 полков ДА
и авиации ВМФ (4 полка базировались в России, 5 полков - на Украине,
2 - в Белоруссии и 1 полк - в Эстонии). Еще около 60 машин
эксплуатировались в полках, находившихся в Азиатской части СССР
(полк Дальней авиации в Белой и два полка в составе ТОФ). После
развала СССР самолеты Ту-22М остались только в составе ВВС России
и Украины, из Белоруссии самолеты вывели на территорию России.

Россия располагает 130 самолетами Ту-22М в составе ВВС и 105 -
в составе авиации ВМФ. В результате сокращения российской авиации
в строю сохранятся лишь бомбардировщики Ту-22М3 и их варианты.
Украина имела в составе своих ВВС 55 самолетов типа Ту-22М.

В рамках соглашения от 25 ноября 1993 года между Украиной и США
"О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического
ядерного оружия и предотвращении распространения оружия массового
уничтожения" Украина начала ликвидацию бомбардировщиков Ту-22,
в частности, в Полтаве подлежат уничтожению 12 самолетов Ту-22М3,
а в Николаеве - 17 самолетов Ту-22М2 и 2 самолета Ту-22М3. В первую
очередь демонтируются списанные и небоеспособные машины. Первый
украинский Ту-22М был ликвидирован в Николаеве 14 ноября 2002 г.

Бомбардировщики Ту-22М дважды применялись во время боевых действий
в Афганистане. В 1984 г. в ходе Панджерской операции 40-й армии
самолеты Ту-22М2 1225-го ТБАП из Белой, базируясь на аэродроме
Мары-2, наносили бомбовые удары по позициям и базам моджахедов.
Осенью 1988 г. бомбардировщики Ту-22М3 из 185-го Гв.ТБАП, 402-го ТБАП
и 840-го ТБАП применялись для локализации противника и обеспечению
безопасного выхода наземных частей 40-й армии из Афганистана.
В ходе операции Ту-22М в полетах на бомбометание от пакистанской
ПВО прикрывали постановщики помех Ту-22ПД из состава 341-го ТБАП.



Модификации:
Ту-22М0 - первая небольшая серия из 10 машин, построенных в
1969-72 гг. Пять бомбардировщиков поступили в рязанский Центр
боевой подготовки и применения Дальней авиации, где с февраля
1973 г. использовались для переучивания экипажей и наземного
персонала.

Ту-22М1 ("45-01") - второй вариант бомбардировщика, имел следующие
отличия от Ту-22М0: усилена конструкция планера; на 3 тонны
снижена масса пустой машины; улучшена аэродинамика; доработана
конструкция воздухозаборников; на 1,5 м увеличен размах крыла,
изменены закрылки; уменьшены пилоны внешней подвески; в состав
системы управления включена АБСУ-145; установлено оборонительное
вооружение - 2 х 23-мм двухствольные пушки ГШ-23Л в установке
УКУ-9К-502. До конца 1972 г. было построено 9 Ту-22М1, из которых
пять машин участвовали в различных испытаниях по доводке систем
навигационного и прицельного оборудования, ракетного, бомбового
вооружения и РЭП. Позднее пять машин передали в Центр боевой
подготовки морской авиации.

Ту-22М2 ("45-02") - дальнейшее развитие Ту-22М с двигателями
НК-22. Головной образец был выпущен весной 1973 г. (первый полет -
7 мая 1973 г.) Ту-22М2 находился в серийном производстве до 1983
года, всего на Казанском авиазаводе было построено 211 самолетов
этой модификации. На одной машине были установлены двигатели НК-23
с большей тягой, самолет прошел испытания, но серийно этот вариант
не строился.

Ту-22М2Е - обозначение опытного самолета Ту-22М2, оснащенного 4 х
ТРДДФ НК-25 с максимальной тягой 25000 кгс, прошел летные испытания
в 1974 г.

Ту-22М3 ("45-03") - серийная модификация, выпущенная в 1977 г.
От предыдущих вариантов самолет отличался новой силовой установкой;
удлиненной на 0,8 м носовой частью фюзеляжа; воздухозаборники с
вертикальным клином заменены на воздухозаборники с горизонтальным
клином; увеличенным с 60 град. до 65 град. углом стреловидности
консолей крыла; облегченными шасси и стабилизатором; укороченным
рулем направления; улучшенной местной аэродинамикой; кормовой
установкой с одной двухствольной пушкой ГШ-23Л. Были доработаны
электрическая система (применены бесконтактные генераторы
постоянного тока и интегральные гидромеханические приводы-генераторы
переменного тока), система кондиционирования, значительно снижен
вес агрегатов гидросистемы. Первый полет состоялся 20 июня 1977 г.
Выпускался серийно на Казанском авиационно-производственном
объединении (КАПО) с 1978 г. по 1993 г., было построено 268 Ту-22М3.

Ту-22МР - разведывательный вариант бомбардировщика Ту-22М3.
Самолет был оснащен РЛС бокового обзора в гондоле под фюзеляжем,
системой радиотехнической разведки, тепловизионной разведывательной
системой, а также средствами фоторазведки. Было построено и
переоборудовано из бомбардировщиков Ту-22М3 12 экземпляров.

Ту-22МЛЛ - обозначение самолета-летающей лаборатории, который в
1992 г. использовался ЛИИ и ЦАГИ для проведения аэродинамических
исследований.




Экипаж - 4 чел.

Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы,
цельнометаллической конструкции.

Крыло - низкорасположенное, кессонного типа с двумя лонжеронами
и дополнительной стенкой, состоит из неподвижного центроплана и
двух поворотных консолей, имеющих пять фиксированных положений
по углу стреловидности (20 град., 30 град., 50 град., 60 град.,
65 град.) Угол стреловидности центроплана по передней кромке
56 град. Угол поперечного V крыла 0 град., угол геометрической
крутки консолей 4 град. Механизация крыла - трехсекционные
предкрылки и двухщелевые закрылки на консолях и поворотный
закрылок на центроплане. Угол отклонения закрылков на взлете
25 град., на посадке 40 град. Предусмотрена блокировка выпуска
закрылков и предкрылков на углах стреловидности более 20 град.
Элероны отсутствуют, для управления по крену используются
трехсекционные интерцепторы на консолях. Поворот консолей
осуществляется с помощью гидроприводов с шарико-винтовым механизмом,
соединенными между собой валом синхронизации.

Фюзеляж - типа полумонокок. В носовой части расположены РЛС,
отсек радиотехнического оборудования, ниша передней опоры шасси
и кабина экипажа. В передней кабине в ряд установлены
катапультируемые кресла летчиков, за ними - кабина штурмана-
навигатора и штурмана-оператора. Все кабины имет индивидуальные
створки фонаря, открывающиеся вверх. В средней части фюзеляжа
размещены топливные баки, бомбоотсек, ниши основных опор шасси,
аналы воздухозаборников. В задней части фюзеляжа - отсек силовой
установки, отсек РЭБ, задняя стрелковая установка.

Хвостовое оперение однокилевое, с низкорасположенным
цельноповоротным стабилизатором. Киль имеет большой форкиль,
в котором расположены отсеки радиоэлектронного оборудования,
антенны под радиопрозрачными обтекателями, ВСУ и топливный бак.
Угол стреловидности киля по передней кромке 57 град. 15'.
Руль направления односекционный, с осевой аэродинамической
компенсацией. В корневой части киля расположены кормовая
пушечная установка УК-9А-802, радиолокационный прицел,
телевизионный прицел ТП-1. Консоли стабилизатора имеют
двухлонжеронную конструкцию. Угол стреловидности стабилизатора
по передней кромке 59 град. 32'. Управление стабилизатором
осуществляется рулевыми приводами РП-64.

Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Основные стойки
телескопического типа, с трехосными тележками, убираются
в центроплан крыла и фюзеляж. На ранних модификациях тележки
оборудовались раздвижным механизмом, который выдвигал в сторону
средние колеса для улучшения проходимости. На Ту-22М3 раздвижной
механизм убрали. Колеса основных стоек снабжены гидравлическими
дисковыми тормозами и противоюзовым устройством. Передняя стойка
полурычажного типа, со спаренными колесами, убирается в носовую
часть фюзеляжа назад, по потоку.


Системы и оборудование (Ту-22М3).
Радиосвязное оборудование:
- две командные УКВ радиостанции Р-832М;
- КВ радиостанция Р-846;
- средства засекреченной радиосвязи;
- бортовое переговорное устройство СПУ-10.
Радионавигационное оборудование:
- системы дальней и ближней радионавигации;
- автоматический радиокомпас АРК-15;
- РЛС прицельно-навигационной аппаратуры.
Прочее радиоэлектронное оборудование:
- система посадки СП-50;
- два радиовысотомера РВ-18;
- станция оповещения об облучении РЛС противника "Сирена-3";
- речевой информатор РИ-65;
- панорамно-прицельная радиолокационная станция ПНА и связанный
с ней оптический бомбардировочный прицел ОПБ-15Т с телевизионной
приставкой;
- стрелковый радиолокационный прицел ПРС-4КМ;
- телевизионный прицел ТП-1КМ.


Вооружение (Ту-22М3):
1) оборонительное вооружение - 1 х 23-мм двухствольная пушка
ГШ-23Л (на Ту-22М2 - 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л) в универсальной
кормовой установке УК-9А-802;
2) ракетный комплекс К-22М: от одной (Ту-22М1) до трех (Ту-22М3,
в перегрузочном варианте) ракет Х-22М с осколочно-фугасной,
кумулятивной или ядерной боевой частью; стартовая масса ракеты
Х-22 составляет 5800 кг, дальность полета до 500 км, максимальная
скорость полета - до М=4;
3) модернизированный комплекс вооружения - многозарядная
катапультная установка барабанного типа на 6 крылатых ракет
Х-15 в бомбоотсеке и 4 подкрыльевых узла подвески ракет;
4) бомбовое вооружение - ядерные и обычные авиабомбы в
бомбоотсеке на держателях КД-3-22Р и КД-4-105А (бомбы калибром
до 3000 кг) и на наружных держателях МБДЗ-У9-68 (по 9 х 500-кг
бомб каждый);
5) авиационные морские мины в бомбоотсеке.
Максимальная боевая нагрузка в различных вариантах: Ту-22М0 -
11000 кг, Ту-22М3 - 24000 кг.


Силовая установка:
Ту-22М0, Ту-22М1 - 2 х ТРДДФ НК-144-22, максимальная тяга на
форсаже 2 х 20000 кгс, удельный расход топлива на дозвуковом
режиме полета 0,917 кг/кгс*ч.
Ту-22М2 - 2 х ТРДДФ НК-22, максимальная тяга на форсаже
2 х 22000 кгс, удельный расход топлива на дозвуковом режиме
полета 0,85 кг/кгс*ч.
Ту-22М3 - 2 х ТРДДФ НК-25; максимальная статическая тяга
2 х 14300 кгс, максимальная тяга на форсаже 2 х 25000 кгс.

Вспомогательная силовая установка ТА-6, расположена в форкиле.

Топливо размещается в баках в фюзеляже, центроплане и консолях
крыла, форкиле. Предусмотрена возможность дозаправки топливом
в полете.


(Приведены данные модификации Ту-22М3)

Геометрические размеры.
Длина самолета - 42,16 м
Длина фюзеляжа - 38,50 м
Высота самолета - 11,05 м
Размах крыла:
        при угле стреловидности 20 град. - 34,28 м
        при угле стреловидности 65 град. - 23,30 м
Площадь крыла:
        при угле стреловидности 20 град. - 183,58 кв.м
        при угле стреловидности 65 град. - 175,78 кв.м
Площадь горизонтального оперения - 61,70 кв.м
Размах горизонтального оперения - 11,26 м
Площадь вертикального оперения - 32,98 кв.м
База шасси - 13,51 м
Колея шасси - 7,30 м


Весовые данные:
Максимальная взлетная масса - 124000 кг
Максимальная посадочная масса - 88000 кг
Максимальная боевая загрузка - 24000 кг
Масса топлива - 53000 кг
Максимальная удельная нагрузка на крыло - 705,4 кг/кв.м


Летно-технические характеристики:
Максимальная скорость полета (H=10000 м) - 2300 км/ч
Крейсерская скорость полета - 900 км/ч
Практический потолок - 13300 м
Боевой радиус действия (с 1 х Х-22) - 2200 км
Взлетная скорость - 370 км/ч
Длина разбега - 2000-2100 м
Посадочная скорость - 285 км/ч
Длина пробега - 1200-1300 м


Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/avia/aircraft/russia/tu22m.asp


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

======================================================================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное