Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru


                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 20
----------------------------------------------------------------------


Fokker (Нидерланды)


F.28 Fellowship


Пассажирский  самолет

Аванпроект пассажирского самолета для авиалиний средней и малой
протяженности был разработан к апрелю 1962 г. В 1964 г. было принято
решение о его разработке и серийной постройке силами четырех
авиастроительных компаний: Fokker (Нидерланды), MBB и VFW (Германия)
и Shorts (Великобритания). Первый полет опытного образца состоялся
9 мая 1967 г. В программе летных и сертификационных испытаний
приняли участие три машины. 24 февраля 1969 г. самолет был
сертифицирован в Нидерландах, в марте того же года - в США и ФРГ.

Первый серийный самолет F.28 Mk 1000 поставлен заказчику в конце
февраля 1969 г. Всего было построено 246 самолетов F.28 в
различных модификациях, которые эксплуатировались авиакомпаниями:
- Aero Continente, Перу (2 F.28 Mk 1000);
- Aerolineas Argentinas, Аргентина (5 F.28 Mk 1000, 1 F.28 Mk 4000);
- African International, Кения (1 F.28 Mk 1000);
- Air Burkina, Буркина-Фасо (2 F.28 Mk 4000);
- Air Canada Regional, Канада (34 F.28 Mk 1000, 1 F.28 Mk 3000);
- Air Cargo Express, США (1 F.28 Mk 1000);
- Air Dabia, Гамбия (3 F.28 Mk 1000);
- Air Ivoire (2 F.28 Mk 1000, 7 F.28 Mk 4000);
- Air Liberte, Франция (6 F.28 Mk 1000, 4 F.28 Mk 2000, 1 F.28 Mk 4000);
- Air Mali, Мали (1 F.28 Mk 1000);
- Air Mauritanie, Мавритания (2 F.28 Mk 4000, 2 F.28 Mk 6000);
- Air Namibia, Намибия (2 F.28 Mk 3000);
- Air Niugini, Папуа Новая Гвинея (9 F.28 Mk 1000, 4 F.28 Mk 4000);
- Airlink Swaziland, Свазиленд (1 F.28 Mk 3000);
- Airquarius Aviation, ЮАР (3 F.28 Mk 4000);
- American Falcon, Аргентина (1 F.28 Mk 1000);
- Argentine Air Force, Аргентина (5 F.28 Mk 1000);
- Argentine Navy, Аргентина (3 F.28 Mk 3000);
- Avisto, Швейцария (1 F.28 Mk 2000);
- Bali Air, Индонезия (1 F.28 Mk 4000);
- Batavia Air, Индонезия (1 F.28 Mk 4000);
- Biman Bangladesh, Бангладеш (4 F.28 Mk 4000);
- Caltex Pacific Indonesia, Индонезия (1 F.28 Mk 4000);
- Canadian North, Канада (3 F.28 Mk 1000);
- Citilink, Индонезия (2 F.28 Mk 3000, 1 F.28 Mk 4000);
- Columbian Air Force, Колумбия (1 F.28 Mk 1000);
- Garuda, Индонезия (24 F.28 Mk 1000, 7 F.28 Mk 3000, 28 F.28 Mk 4000);
- Ghana Air Force, Гана (1 F.28 Mk 3000);
- правительство Аргентины (2 F.28 Mk 1000, 1 F.28 Mk 4000);
- Horizon Air, США (12 F.28 Mk 1000, 22 F.28 Mk 4000);
- Icaro Express, Эквадор (2 F.28 Mk 4000);
- Air Force of Indonesia (1 F.28 Mk 1000, 2 F.28 Mk 3000);
- Intensive Air, ЮАР (4 F.28 Mk 4000);
- Iran Aseman Airlines, Иран (7 F.28 Mk 1000, 6 F.28 Mk 4000);
- Kalahari Express Airlines, Намибия (2 F.28 Mk 3000);
- Libyan Arab Airlines, Ливия (7 F.28 Mk 4000);
- Laer Lineas Aereas, Аргентина (1 F.28 Mk 1000);
- Manunggal Air, Индонезия (4 F.28 Mk 4000);
- Merpati Nusantara Airlines, Индонезия (5 F.28 Mk 3000, 32 F.28 Mk 4000);
- Myanma Airways, Мьянма (1 F.28 Mk 1000, 4 F.28 Mk 4000);
- Nurman Aviation, Индонезия (1 F.28 Mk 4000);
- PB Air, Таиланд (3 F.28 Mk 4000);
- Pelita Air Service, Индонезия (3 F.28 Mk 1000, 5 F.28 Mk 4000);
- Peruvian Air Force, Перу (1 F.28 Mk 1000);
- правительство Филиппин (1 F.28 Mk 3000);
- Pos Ekspres Prima, Индонезия (1 F.28 Mk 1000);
- Presidential Airlines, Камбоджа (1 F.28 Mk 1000);
- Royal Malaysian Air Force, Малайзия (1 F.28 Mk 1000);
- Satena, Колумбия (2 F.28 Mk 3000);
- Southern Cross Aviation (1 F.28 Mk 4000);
- Tame, Эквадор (2 F.28 Mk 4000);
- правительство Танзании (1 F.28 Mk 3000);
- Transvisata Air, Индонезия (1 F.28 Mk 4000);
- Touquest Aero Service, Гана (1 F.28 Mk 2000, 1 F.28 Mk 4000).





Модификации:
F.28 Mk 1000 - первый серийный вариант, рассчитанный на перевозку
55-62 пассажиров на дальность до 1850 км. Построено 97 серийных
самолетов.

F.28 Mk 1000С - грузопассажирский вариант самолета F.28 Mk 1000,
оборудованный боковой грузовой дверью 2,48 х 1,86 м. Первый полет
состоялся 26 ноября 1973 г. Построено 4 экземпляра.

F.28 Mk 2000 - модификация с удлиненным на 2,2 м фюзеляжем и
увеличенной до 79 чел. пассажировместимостью. Первый полет -
2 июня 1972 г., сертифицирован в августе 1972 г. Выпущено 9
экземпляров.

F.28 Mk 3000 - административный вариант с салоном на 65 мест и
дополнительным топливным баком; разработан на базе варианта
F.28 Mk 1000. Первый полет - 1 марта 1977 г., построено
17 самолетов.

F.28 Mk 3000C - грузопассажирский вариант самолета F.28 Mk 3000,
первый полет 2 мая 1978 г., построено 2 самолета.

F.28 Mk 4000 - модификация самолета F.28 Mk 2000 для авиалиний
малой протяженности. Самолет имел удлиненный фюзеляж и новое
крыло большего размаха, число мест увеличено до 85. Первый
полет состоялся 20 октября 1976 г., сертификация - в декабре
1976 г. Выпущено 112 машин, последняя из которых поставлена
заказчику в начале августа 1987 г.

F.28 Mk 5000 - модификация самолета F.28 Mk 3000 с крылом
увеличенного размаха, серийно не строился.

F.28 Mk 6000 - модификация самолета F.28 Mk 2000 с более
мощными двигателями и новым крылом, оборудованным предкрылками.
Первый полет - 10 июля 1975 г., сертифицрован в конце
октября 1975 г. Построено 2 экземпляра, поставленных
авиакомпании Air Mauritania.

F.28 Mk 6600 - модификация самолета F.28 Mk 6000 с удлиненным
на 2,21 м фюзеляжем, серийно не строился.


Экипаж:   3 чел.

Количество пассажиров.
F.28 Mk 1000:
        - 40 чел. (по 4 в ряд при шаге кресел 0,97-1,00 м),
        - 55 чел. (по 5 в ряд при шаге кресел 0,94 м),
        - 60 чел. (по 5 в ряд при шаге кресел 0,84-0,86 м),
        - 65 чел. (по 5 в ряд при шаге кресел 0,79 м);

F.28 Mk 2000 - 79 чел.



Конструкция самолета.

Свободнонесущий моноплан нормальной схемы, цельнометаллической
конструкции.

Крыло  -  низкорасположенное, двухлонжеронное, состоит из
центроплана и двух отъемных консолей.  Передняя кромка имеет
небольшой излом. Угол стреловидности крыла по линии 0,25 хорд
+ 16 град. , Угол поперечного V крыла  -2 град. 30 мин.
Профиль крыла NACA 0000-X40Y.  Относительная толщина профиля:
в корне 0,135, на дистанции 4700 мм 0,14, на дистанции 8200 мм
0,105, на конце (дистанция 11545 мм) 0,101. Верхние панели
обшивки изготовлены из прокатных листов переменной толщины
из сплава 7075-T6, усиленных приклеенными накладками и
закрытыми стрингерами из сплава 7178-T6. Нижние панели
обшивки - из листов 2024-T3 переменной толщины, подкреплены
Z-образными стрингерами из сплавов 7178-T6 и 7075-T6.
Лонжероны крыла обычного типа с механически обработанными
полками (верхняя - из сплава 7075-T6, нижняя - из сплава
2024-T3) и стенками из листов 7075-T6 с приклеенными
накладками и приклепанными стойками. Механизация крыла -
двухщелевые закрылки Фаулера, по пять секций гасителей
подъемной силы и по две секции интерцепторов на каждой
консоли перед закрылками. Элероны односекционные, с
сервотриммерами. Все поверхности управления имеют слоистую
конструкцию с сотовым заполнителем.

Фюзеляж - типа полумонокок, балочно-стрингерной конструкции,
на большей части своей длины имеет круглое сечение с наружным
диаметром 3,3 м. За исключением отсеков опор шасси,
радиолокатора, выреза под кессон крыла и хвостового конуса
фюзеляж герметизирован; избыточное давление в гермокабине
0,46 кгс/кв.см. Герметичные перегородки - плоские, с поперечным
силовым набором и приклееными накладками на стенках. Обшивка
фюзеляжа выполнена из алюминиевого сплава 2024-Т3 и усилена
76 катаными стрингерами Z-образного сечения. Все вырезы в
обшивке усилены приклеенными накладками. Обшивка фюзеляжа
выполнена из алюминиевого сплава 2024-Т3 и усилена 76 катаными
стрингерами Z-образного сечения. Все вырезы в обшивке усилены
приклеенными накладками. Основные части фюзеляжа
изготавливались на заводах фирм VFW в Бремене, HFB в Гамбурге
и Fokker в Дордрехте и Шипхоле, окончательная сборка - на
заводе в Шипхоле.

Негерметичный носовой конус закрыт откидывающимся вверх
обтекателем антенны метеоРЛС, имеющим слоистую конструкцию
с сотовым заполнителем и покрытым спереди неопреновой
накладкой для предохранения от эрозии. Фонарь кабины экипажа
имел две большие лобовые слоистые панели остекления с
прослойкой из винила, обогреваемые электрически, а также
две сдвижные панели остекленияи панели верхних и задних окон
из акрилового стекла.

Пассажирская кабина имеет дверь-трап размером 1,93 х 0,86 м
слева в передней части, аварийную дверь (1,27 х 0,61 м)
справа в передней части кабины и по одному аварийному выходу
(0,91 х 0,51 м) с каждого борта. Максимальная удельная
нагрузка на пол кабины  366 даН/ кв.м. Передний грузовой
отсек расположен перед крылом, задний - за крылом.
Общий объем двух грузовых отсеков в нижней части фюзеляжа
10,8 куб.м. В правом борту фюзеляжа имеются две грузовые
двери: передняя размером 0,90 х 0,95 м и задняя размером
0,80 х 0,89 м.  В пассажирской кабине имеются два багажных
отсека общим объемом 2,3 куб.м (передний отсек справа
в передней части, задний - слева в хвостовой части кабины).
В пассажирском салоне предусмотрено по 19 окон (0,25 х 0,34 м,
шаг окон 0,5 м) с каждого борта. В хвостовой части фюзеляжа
установлены воздушные тормоза лепесткового типа с
гидроприводом.


Хвостовое оперение - однокилевое,  стреловидное, Т-образное.
Киль имел четыре лонжерона, расположенных на 16, 32, 50 и
67% хорды и соединенных в кессон панелями обшивки слоистой
конструкции с сотовым заполнителем (соты из алюминиевого
сплава 5056). К заднему лонжерону киля крепился фланцами
кованый шарнирный узел подвески стабилизатора.
Для перестановки стабилизатора использовался необратимый
двухкамерный гидравлический привод, установленный на 47%
хорды стабилизатора и отклоняющий его на углы 2 град. вверх
и на 9 град. вниз. Стабилизатор двухлонжеронный, кессонной
конструкции с катаной обшивкой переменной толщины с
приклеенными к ней накладками и стрингерами закрытого
сечения. Угол стреловидности стабилизатора по линии 0,25 хорд
28 град. Носки стабилизатора и крыла оборудованы тепловой
противообледенительной системой, воздух для обогрева
отбирается от двигателя, поступает в полости между обшивками
носка и выводится через отверстия через нижнюю обшивку.

Руль направления и рули высоты имели одинаковую конструкцию,
состоящую из кессона (два лонжерона  и панели обшивки с
сотовым заполнителем), носков и хвостовых частей. Каждая
половина руля высоты подвешена на трех шарнирных узлах и
одной цапфе; руль направления - на двух шарнирах и цапфе,
установленной в хвостовом обтекателе фюзеляжа. Все рули
оборудованы триммерами и сервокомпенсаторами.

Шасси трехопорное, с передней стойкой.  Основные стойки
шасси имеют спаренные колеса и убираются в фюзеляж.
Передняя стойка со спаренными колесами, убирается
в фюзеляж вперед, против полета. Все стойки телескопические,
амортизация  масляно-пневматическая. Ресурс стоек
составляет 60000 посадок, минимальный ресурс тормозов
колес - 600 посадок. Давление в пневматиках колес -
6 кгс/кв.см; для эксплуатации с грунтовых аэродромов
предусмотрена установка пневматиков низкого давления
(4,6 кгс/кв.см).


Системы и оборудование.
Гидравлическая система состоит из двух независимых
подсистем с рабочим давлением 21 МПа. Первая система,
имеющая бОльшую емкость, обеспечивает уборку и выпуск
шасси, торможение колес, управление носовой стойкой,
отклонение закрылков, воздушных тормозов и гасителей
подъемной силы, управление рулем направления, рулем
высоты, левым элероном, внутренними секциями интерцепторов,
перестановку стабилизатора. Вторая система используется
для привода руля направления, руля высоты, правого
элерона, внешних секций интерцепторов и стабилизатора.
На коробке привода агрегатов каждого двигателя установлено
по два гидронасоса - по одному для каждой гидросистемы.
В качестве рабочей жидкости используется Skydrol 500B.

Электрическая система переменного тока фирмы Вестингауз
состоит из двух генераторов переменного тока мощностью
по 20 кВ*А (115/200 В, 400 Гц, 8000 об/мин) с приводом
от двигателей и одного аварийного генератора с приводом
от ВСУ. Генераторы трехступенчатые бесщеточные, имеют
возбудители с постоянным магнитом и вращающиеся
выпрямители. Питание постоянным током 28 В обеспечивается
двумя блоками трансформаторов-выпрямителей по 100 А каждый.
Для запуска ВСУ и аварийного питания используется щелочная
(Ni-Cd) аккумуляторная батарея с 19 элементами общей
емкостью 25 А*ч, аккумулятор заряжается от трансформаторов-
выпрямителей.

Система наддува кабин и кондиционирования (производства
фирмы Garret) - для кондиционирования воздуха в гермокабине
самолета и для противообледенительной системы. Система
отбора воздуха двойная: от компрессора высокого давления
и от седьмой ступени компрессора. Две системы
кондиционирования (одна подает воздух в кабину экипажа,
вторая - в пассажирскую кабину) установлены по бокам
ниши носовй стойки шасси. При отказе одной из систем
другая может обслуживать всю гермокабину при уменьшенном
вдвое расходе воздуха. Максимальное избыточное давление
в пассажирской кабине 52 кПа (0,52 кгс/кв.см), стандартное
избыточное давление 46 кПа (0,46 кгс/кв.см). При наборе
высоты и в крейсерском полете расход воздуха в системе
составляет от 45 кг/мин (на уровне моря) до 34 кг/мин
(на высоте 7600 м), 20% этого воздуха подается в кабину
экипажа.

Самолет имеет гидравлическую бустерную систему управления,
работающую от двух независимых гидросистем, и допускает
переход на ручное управление. Закрылки и стабилизатор
имеют резервную электрическую систему управления.
В системах управления гасителями подъемной силы и
воздушными тормозами предусмотрены гидроаккумуляторы.
Система управления гасителями подъемной силы состоит
из трех гидроцилиндров, приводящих пять гасителей на
каждом полукрыле. Резервная ручная система управления
имеет тросовую проводку.

Радиоэлектронное оборудование (стандартный состав):
- две УКВ связные радиостанции (стандарт ARINC 546);
- две УКВ навигационные радиостанции с глиссадным приемником
(ARINC 547);
- приемник маркерного маяка (ARINC 406);
- радиокомпас (ARINC 550);
- радиодальномерная система DME (ARINC 521-D);
- ответчик системы УВД (ARINC 532-D);
- система регистрации полетных параметров (ARINC 542);
- магнитофон для записи переговоров в кабине экипажа;
- метеоРЛС (диаметр антенного отражателя 760 мм);
- система радиотрансляции с 14 громкоговорителями
(ARINC 560);
- сдвоенная дистанционная радиокомпасная система Sperry C-9;
- приемник ILS и VOR;
- автопилот Smit SEP.6;
- командная пилотажная система Collins FD.108;
- система сигнализации о неисправностях.
Дополнительное оборудование (по желанию заказчика):
две КВ связные радиостанции, система избирательного вызова,
дополнительный радиокомпас, дополнительный радиодальномер
DME, дополнительный ответчик системы УВД.



Силовая установка:

F.28 Mk 1000, Mk 1000C, Mk 2000 - 2 х ТРДД Rolls-Royce
RB.183-2 Mk.555-15, взлетная тяга 2 х 4470 кгс (2 х 43,8 кН).
F.28 Mk 3000, Mk 3000C, Mk 4000 - 2 х ТРДД Rolls-Royce
RB.183-2 Mk.555-15P, взлетная тяга 2 х 4577 кгс (2 х 44,9 кН).
F.28 Mk 5000, Mk 6000, Mk 6600 - 2 х ТРДД Rolls-Royce
RB.183-2 Mk.555-15H.

Количество ступеней: вентилятор - 4, компрессор низкого
давления - 4, компрессор высокого давления - 8, турбина
высокого давления - 2, турбина низкого давления - 2.
Степень двухконтурности 1,0, степень повышения давления 15,4.
Длина двигателя 2,55 м, диаметр 0,94 м. Вес сухого
двигателя 1024 кг. Реверс тяги отсутствует. Удельный
расход топлива (Н=7620 м, V=815 км/ч) 0,785 кг/кгс*ч
(0,800 кг/даН*ч).

ВСУ  -  Garret GTCP-36-4А; имел одноступенчатые компрессор
и турбину. Сухой вес ВСУ - 66 кг. Воздухозаборник ВСУ
расположен наверху фюзеляжа, выхлопной патрубок, оснащенный
шумоглушителем, установлен с правого борта. Уровень шума
от ВСУ составляет 80 EPN дБ при частоте 10000 Гц.

Топливная система самолета в стандартном варианте включает
2 бака-отсека в консолях крыла общей емкостью 9870 л (7800 кг).
В центроплане возможна установка дополнительных мягких
баков емкостью от 1420 л до 3180 л (1100 - 2500 кг).
На самолете применена централизованная система заправки
топливом с заправочной горловиной на нижней поверхности
правой консоли крыла, максимальная скорость заправки
1365 л/мин при давлении топлива 3,5 кгс/кв.см.
Для заправки топливом самотеком на верхней поверхности
каждой консоли предусмотрена заливная горловина.
Каждый двигатель питается топливом из отдельного
коллекторного бака через независимую систему подачи
топлива, обе магистрали связаны линией кольцевания.
ВСУ питается из левого бака через отдельную систему.
В каждом коллекторном баке установлены по два погруженных
центробежных насоса, отдельного насоса для ВСУ нет.

Топливная система каждого двигателя состоит из центробежного
насоса, масляного радиатора, масляного радиатора привода
постоянной скорости, топливного фильтра, расходомера,
реле перепада давления, сигнализатора низкого уровня топлива,
датчика температуры топлива, топливного насоса высокого
давления и системы управления подачей топлива в двигатель.



(Приведены данные модификаций F.28 Mk 1000 / F.28 Mk 4000)

Геометрические размеры.
Длина самолета - 27,40 / 29,61 м
Высота самолета - 8,47 / 8,47 м
Крыло:
        площадь - 76,40 / 79,00 кв.м
        размах - 23,58 / 25,07 м
        удлинение - 7,28 / 7,96
        площадь элеронов (общая) - - / 2,67 кы.м
        площадь закрылков (общая) - - / 14,00 кв.м
Фюзеляж:
        длина фюзеляжа - 24,55 / - м
        максимальный диаметр - 3,30 / 3,30 м
        длина пассажирской кабины - 13,10 / 15,31 м
        ширина пассажирской кабины - 3,10 / 3,10 м
        высота пассажирской кабины - 2,07 / 2,02 м
        макс. полезная площадь пола - 38,2 / - кв.м
        макс. полезный объем - 71,5 / - куб.м
        объем багажных отсеков - 2,30 куб.м
        площадь воздушных тормозов - 3,62 кы.м
Хвостовое оперение:
        площадь стабилизатора - 19,60 кв.м
        площадь рулей высоты (общая) - 3,84 кв.м
        размах стабилизатора - 8,64 м
        площадь киля (с форкилем) - 12,30 кв.м
        площадь руля направления - 2,30 кв.м
Колея шасси - 5,04 / 5,04 м
База шасси - 8,90 / 8,90 м



Весовые данные.
Масса:
        пустого снаряженного самолета - 16085 / 17117 кг
        максимальной коммерческой нагрузки - 6150 / 10480 кг
        максимальнай самолета без топлива - 21150 / - кг
        топлива в основных баках (9870 л) - 7790 / 7790 кг
        максимальная взлетная - 29485 / 32200 кг
        максимальная посадочная - 24500 / 31525 кг
Максимальная удельная нагрузка на крыло - 385,9 / 407,6 кг/кв.м



Летно-технические характеристики.
Крейсерская скорость полета:
        максимальная (на выс. м) - 850(6400) / 808(10060) км/ч
        экономическая (на выс. м) - 685(7600) / - км/ч
        на режиме макс. дальн. (на выс. м) - 685(7600_/656(9145) км/ч
Эксплуатационный потолок - 10670 / 10670 м
Дальность полета:
        с макс. коммерческой нагрузкой
        (без резервов топлива) - 2093 / 1852 км
        с макс. запасом топлива - - / 3300 км


Взлетно-посадочные характеристики.
Скорость при заходе на посадку
(при макс.посад.массе) - 210 / - км/ч
Длина ВПП:
        при взлете - - / 970 м
        при посадке - - / 1065 м
Уровень шума:
        при взлете - - / 90 EPN дБ
        сбоку от ВПП - - / 99,5 EPN дБ
        при заходе на посадку - - / 101,2 EPN дБ




Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/avia/aircraft/netherlands/f28.asp


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

======================================================================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное